Детство и юность
Людмила Алексеевна Лядова родилась 29 марта 1925 года в Свердловске. Отец Алексей пел в опере, играл в оркестре, владел скрипкой и другими музыкальными инструментами. Мать Юлия также выступала в филармонии, руководила хоровыми ансамблями.
View this post on Instagram
A post shared by Людмила Лядова (@ludmila_liadova)
Нина Пантелеева и Людмила Лядова в молодости
В 4 года Мила уже пела на семейных вечерах. В 6–8 лет у девочки проявился дар к сочинению музыки, первыми были песни на тексты Агнии Барто. Также в молодости Лядова брала частные уроки игры на фортепиано и училась у Ванды Бернгард-Тшаски.
Уже в 11 лет Лядова исполняла труднейшую музыкальную программу, выступая с оркестром Марка Павермана, участвуя в различных мероприятиях. После окончания средней школы Людмила стала заниматься в консерватории, где получила уроки игры у Берты Маранц. Во время Великой Отечественной войны Лядова и ее мать выступали в составе концертных бригад, где Мила исполняла народные песни.
Несмотря на свой талант, Лядова считалась в консерватории своенравной ученицей и в итоге была исключена из нее. Получив двойку за экзамен по марксизму-ленинизму, она каблуком показательно стерла с доски свою оценку. На счастье, работы девушки приглянулись в Москве, уже тогда на композиторском счету Людмилы были пьесы и соната, военные и детские песни, и в консерватории ее восстановили.
Лядов Анатолий Константинович
Русский композитор. Дирижер. Педагог. Профессор Санкт-Петербургской консерватории. Известен как фольклорист, составивший несколько сборников русских народных песен. Большая часть его сочинений написана для фортепиано, многие из них написаны в простых формах.
Анатолий Лядов родился 12 мая 1855 года в городе Санкт-Петербург. Мальчик появился на свет в семье известного русского дирижера Константина Лядова. Первые уроки музыки начал получать в пять лет от отца, а в 1870 году поступил в Петербургскую консерваторию по классу фортепиано и скрипки. Вскоре юноша заинтересовался теоретическими дисциплинами и стал усиленно изучать контрапункт и фугу. К этому же времени относятся его первые композиторские опыты. Талант молодого музыканта заметил и высоко оценил Модест Мусоргский.
Через некоторое время Лядов перевелся в класс теории композиции к Николаю Римскому-Корсакову, однако в 1876 году оказался отчислен из консерватории за непосещаемость. Два года спустя молодой человек восстановился в консерватории и успешно ее окончил. В том же году композитор получил приглашение на должность преподавателя элементарной теории музыки, гармонии и инструментовки в Петербургской консерватории, где и работал до самой смерти.
Анатолий Константинович известен тем, что очень медленно работал над своими произведениями. Серж Лифарь вспоминал, что Сергей Дягилев в первую очередь обратился к Лядову с просьбой написать музыку для балета «Жар-птица». Однако, когда композитор задержал выполнение заказа, Дягилев вынужден передать этот заказ молодому Игорю Стравинскому.
Большая часть сочинений Лядова написана для фортепиано. Это «Бирюльки», «Арабески», «Про старину», «Идиллия», пьесы, прелюдии, вальсы. Композитор являлся великолепным мастером жанра миниатюры: многие его произведения написаны в простых формах и длятся несколько минут. Среди самых известных сочинений Лядова: симфонические картины «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора», «Танец Амазонки», «Скорбная песнь». Лядов также известен как фольклорист, составивший несколько сборников русских народных песен.
Анатолий Константинович Лядов скончался 28 августа 1914 года в своей усадьбе Полыновка, Новгородская область. Похоронили композитора сначала на Новодевичьем кладбище северной столицы, однако в 1936 году перезахоронен в петербургском Некрополе мастеров искусств.
Творчество Анатолия Лядова
Музыкальные произведения Анатолия лядова
1876 — «Бирюльки» 14 пьес для фортепиано 1878 — Четыре арабески для фортепиано 1881 — Два интермеццо для фортепиано 1887 — «Деревенская сцена у гостиницы» Мазурка для оркестра 1891 — 1904 — «Баба-Яга» симфоническая поэма для оркестра 1893 — «Музыкальная табакерка» пьеса для фортепиано 1906 — «Восемь русских народных песен» для оркестра 1909 — Десять переложений из Обихода (собрание древнерусских православных песнопений) 1909 — «Кикимора» симфоническая поэма для оркестра 1909 — «Волшебное озеро» симфоническая поэма для оркестра 1910 — «Танец Амазонки» симфоническая поэма для оркестра 1910 — 1912 — «Из Апокалипсиса» симфоническая картина для оркестра
Интересные Факты об Анатолии Лядове
Когда Митрофан Беляев основал в Лейпциге нотноиздательскую фирму, то обязал Лядова заниматься корректировкой готовящихся к изданию произведений. Анатолий Константинович настолько скрупулезно проделывал эту работу, что меценат в шутку стал называть его «прачкой».
Анатолий Константинович был наделен многими талантами. Помимо композиторского дара имел прекрасные способности к изобразительному искусству и поэтическому творчеству. Дошедшие до нас остроумные картинки и стихотворения могут предостаточно рассказать о характере их автора. Например, Лядов очень много рисовал для сыновей, а затем устраивал целые вернисажи из своих творений, развешивая их по всей квартире. На этой выставке можно было увидеть полные юмора карикатуры на известных людей, а также изображения различных мифологических существ: кривых чертиков или странного вида человечков.
Когда у Лядова спрашивали, почему он предпочитает сочинять небольшие музыкальные произведения, то композитор на это всегда шутил, что не может выдерживать музыки более пяти минут.
Практически все свои сочинения Лядов кому-то посвящал. Это могли быть учителя, родственники или близкие друзья. Он считал для себя важным адресовать произведение конкретному лицу, к которому относился с большой любовью и уважением, и может быть поэтому он так тщательно работал над каждым своим творением.
Многие утверждают, что Лядов был самым ленивым русским музыкальным классиком и поэтому написал так мало произведений. Однако некоторые биографы композитора категорически отрицают это. Он много занимался педагогической деятельностью, так как именно она давала возможность Лядову содержать свою семью. В письмах к Беляеву, который желал, чтобы Анатолий Константинович оставил работу в консерватории и полностью занялся сочинением, композитор отвергал любую материальную поддержку мецената.
Современники композитора вспоминали, что Анатолий Константинович был добрейшим человеком. С ним всегда было приятно общаться, так как он умел легко поддержать разговор и быть интересным собеседником. Помимо этого Лядова еще характеризовали как беспечнейшего человека, который очень любил покутить и повеселиться, что возможно и сказалось на подрыве здоровья и раннем уходе из жизни.
Сразу после кончины Анатолия Лядова похоронили в Петербурге на Новодевичьем кладбище, но в 1936 году его останки были перенесены в Некрополь Александро-Невской лавры.
Несмотря на показную богемность композитор был человеком скрытным и к своей личной жизни не подпускал даже друзей. В 1882 году в городе Боровичи он познакомился с Толкачевой Надеждой — выпускницей Высших Женских курсов и в 1884 году обвенчался с ней, никого не поставив в известность. В 1887 году супруга осчастливила композитора рождением сына, которого назвали Михаил. В 1889 году в семье Лядовых появился второй сын — Владимир. Михаил и Владимир Лядовы умерли в 1942 году во время блокады.
Значимое место в жизни Лядова занимала педагогическая деятельность. Преподавать он начал сразу после окончания консерватории и трудился на этом поприще до последних дней. Учениками выдающегося маэстро были Б. Асафьев, Н. Мясковский, С. Прокофьев, С. Майкапар, А. Оленин, В. Золотарев — замечательные личности, внесшие неоценимый вклад в развитие русской, а затем и советской музыкальной культуры.
Анатолий Константинович очень любил читать и живо интересовался новинками, которые появлялись в литературе. Он на все имел собственное мнение, которое не боялся высказывать. Например, всем было известно, что он превозносил Достоевского и Чехова и не любил Горького и Толстого.
Композитор, находясь в тяжелом состоянии и предчувствуя свою кончину, перед смертью сжег наброски всех начатых им произведений.
Память об Анатолии Лядове
В 1955 году в СССР выпущена почтовая марка, посвященная Лядову.
C 1990 года в г. Боровичи ежегодно проводится Фестиваль искусств имени А. К. Лядова. Имя композитора носит городская детская школа искусств. В самой Полыновке, выросшей после смерти композитора в поселок, главная улица получила его имя.
Также имя Лядова носит детская музыкальная школа в Москве, на улице 1905 года.
Семья Анатолия Лядова
Отец — Константин Николаевич, дирижер. Мама — Екатерина Андреевна, пианистка.
Старшая сестра — Валентина Константиновна Помазанская
Жена — Толкачева Надежда (брак с 1884), выпускница Высших Женских курсов, никого не поставив в известность. Сын — Михаил (род. 1887); Сын — Владимира (род. 1889). Михаил и Владимир Лядовы умерли в 1942 году во время блокады.
05.09.2020
Музыка
С 1945-го по 1952 годы Лядова выступала в вокальном дуэте с певицей Ниной Пантелеевой. Исполнительницы завоевали всенародную популярность. Хотя песни дуэту писали различные композиторы, аранжировки Людмила создавала сама. Дуэт прекратил существование, когда Лядова посчитала, что партнер начала зазнаваться.
В феврале 1951 года Лядова вступила в Союз советских композиторов и сконцентрировалась на работе над авторскими произведениями. Правда, уже в момент подъема творческой популярности композитора выгнали из комсомола: Людмила была слишком занята зарабатыванием на первую квартиру и не посещала собрания.
За годы творчества Людмила Алексеевна стала автором сотен работ, самыми популярными из них стали песни «Старый марш» в исполнении Иосифа Кобзона и Юрия Богатикова; «Чудо-песенка», которую пела сама Лядова, а также Гелена Великанова; «Барабан» Эдуарда Хиля; «Ай-Люли» Тамары Миансаровой; «Паутиночка» Людмилы Зыкиной; «Парамарибо» группы «Квартал»; «Я актриса», написанная для Людмилы Касаткиной. Помимо того, на счету композитора романсы, военные марши, детские песни, произведения для духового хора, концерт для фортепиано с оркестром, камерная музыка, опера, оперетты, мюзиклы.
В 1958 году Людмила Лядова сыграла главную роль Мальчика в записи детской оперы Юрия Левитина на стихи Корнея Чуковского «Мойдодыр». Музыку к ней записал Государственный симфонический оркестр СССР, дирижер Альгис Жюрайтис.
Людмила Лядова и Виктор Дворовенко (кадр из программы «Пусть говорят»)
Общим ключом произведений Лядовой является отсутствие в них грусти, печали, тем безысходности. По признанию автора, у нее даже минор звучал мажорно и оптимистично. За свои достижения Людмила Лядова была награждена различными почетными званиями, включая народную артистку РСФСР, ее творческой биографии посвящены книги Татьяны Кузнецовой и Гуны Голуб, включившие в себя редкие фото из коллекции артистки. В 2000 году был издан сборник детских песен композитора «Почемучка».
По сообщениям СМИ, зимой 2021 года композитор перенесла инсульт. Имя Лядовой попало в СМИ из-за того, что пожилая артистка заключила договор купли-продажи на московскую квартиру стоимостью около 70 млн руб. с другом семьи, адвокатом Виктором Дворовенко, взявшим на себя всю заботу о женщине. Это вызвало недовольство других потенциальных наследников Людмилы Алексеевны, несмотря на то, что детей и внуков у Лядовой нет. О ситуации рассказали программы «Пусть говорят» и «Прямой эфир» с Борисом Корчевниковым, представившие Дворовенко втершимся в доверие аферистом.
При этом жизнью на пенсии под присмотром Дворовенко композитор была совершенно довольна — занималась на велотренажере, три раза в неделю проходила сеансы массажа, питалась любимыми блюдами. Потому Лядова подала в суд на «Россию-1» и Первый канал с требованием опровергнуть не соответствующие действительности сведения и выплатить компенсацию морального вреда в размере 100 млн руб. Решением московского суда в удовлетворении иска было отказано.
В октябре 2021 года Людмила Лядова стала гостьей программы «Привет, Андрей!», посвященной фестивалю «Песня года».
Смерть
О разводе Людмилы Алексеевны и Александра Федоровича, как и о смерти Кудряшова в 2021 году, стало известно после кончины Лядовой в марте 2021 года от последствий коронавирусной инфекции. Причиной смерти бывшего саксофониста предположительно стала онкологическая болезнь.
Однако ведущие программ «Прямой эфир» Андрей Малахов и «Пусть говорят» Дмитрий Борисов в своих передачах вместе с гостями студий обсуждали, что стояло за стремительной кончиной Александра Кудряшова. Друзей и коллег Лядовой интересовало, не способствовали ли уходу музыканта его внучка и юрист Виктор Дворовенко, унаследовавший квартиру композитора на Тверской улице Москвы стоимостью 80 млн руб.
Личная жизнь
Композитор всегда называла себе увлекающейся и влюбчивой натурой, потому личная жизнь Людмилы Лядовой всегда приводила к неудачам.
В 18 лет Лядова стала женой Василия Коржова, музыканта цыганского ансамбля, но, по ее словам, подтянуть мужа до своего интеллектуального уровня не удалось. Вторым супругом молодого композитора стал танцор Юрий Кузнецов. Пара прожила в браке 8 лет, в это время Лядова написала множество произведений для балета, где выступал ее муж. Но и этот союз распался — оба партнера были лидерами по натуре и тянули одеяло на себя.
Третий муж народной артистки Кирилл Головин был научным сотрудником. Но чувства прошли, и у мужа на первый план вышли его недостатки. Брак с певцом Игорем Сластенко распался, когда супруг стал зазнаваться и пытался перевоспитывать жену.
Posted by Tatyana Kuznetsova on Sunday, June 18, 2017
Людмила Лядова и Александр Кудряшов (Лядов)
Пятым мужем Лядовой стал саксофонист эстрадного оркестра Александр Кудряшов, который был на 17 лет младше Людмилы, в браке взял фамилию жены. Пара существовала с 1971 года, и, по словам композитора, именно в этом браке она обрела родного человека, которого искала всю жизнь.
Тем не менее в конце 2010-х отношения супругов испортились, Людмила обвиняла мужа в алкоголизме и отправила его на лечение в реабилитационную клинику. Александр сравнивал ее с концлагерем, из которого смог выбраться только тогда, когда ему нужно было лечиться еще и от рака кишечника. В последнее время он не проживал с женой.