Фаина Раневская в молодости
Фаина Раневская – великая советская актриса, прославившаяся не только яркими ролями второго плана, но и специфическим чувством юмора. Ее крылатые афоризмы до сих пор ходят в народе, заставляют улыбаться, помогают преодолевать кризисные ситуации. О жизни и творчестве Раневской известно все, но есть в ее биографии факты, которые стараются не афишировать.
Детство и юность
Фаина родилась в 1896 году в Таганроге, в состоятельной еврейской семье. Ее отец – Гирш Фельдман был богатым человеком, владел фабрикой по производству красок, магазинами, доходными домами, успешно проворачивал торговые операции. Многодетная семья жила в добротном двухэтажном доме. Мама занималась домашним хозяйством, воспитывала пятерых детей. У маленькой Фаины было три старших брата и младшая сестра.
Девочка росла робкой и замкнутой. Она страдала от заикания, поэтому избегала общения со сверстниками и даже упросила родителей забрать ее из элитной гимназии. Домашнее обучение помогло обрести уверенность в себе – Фаина много читала, обучалась музыке, изучала иностранные языки.
Фаина Раневская в «Золушке»
Огромное впечатление на нее произвел спектакль «Вишневый сад», после которого будущая звезда стала грезить театром. Фаина записывается в театральную студию, мечтает стать актрисой.
Но родители категорически воспротивились выбору дочери. Это становится причиной ухода из родительского гнезда. В 1915 году молодая девушка уезжает в Москву, где окунается в мир искусства, знакомится с творческой элитой – Цветаевой, Мандельштамом, легендарным артистом Качаловым, в которого безответно влюбляется.
Не смирившись с выбором дочери, отец лишает ее материальной помощи и содержания. После революции семья, спасая капиталы, уезжает из России, перебирается в Прагу. Фаина остается в России. Непокорная дочь обрывает все связи с родными, старается не афишировать свое происхождение, не упоминает о родственных связях за границей.
Разрыв с близкими и успех
В 1915 году Федьдманы уехали из страны, они звали с собой и Фаину, но в то время ее приняли в Театр актера в Москве и она отказалась, что привело к окончательному разрыву с родными.
Первым спектаклем стал «Роман», далее любимый «Вишневый сад». В начале 30-х годов стала работать в камерном театре. Получив немало опыта на сцене, оказавшись в театре им. Моссовета, Раневская решила, что теперь имеет право поучать режиссеров и навязывать им свое видение спектаклей.
Слева: Ф. Раневская и К. Вахтеров в спектакле «Игрок». Справа: Л. Орлова и Ф. Раневская в спектакле «Сомов и другие». Театр им. Моссовета, 1950 год. Источник: soyuz.ru
Художественный руководитель Юрий Завадский терпеть не мог Фаину Георгиевну. Она давала ему неприятные прозвища, могла открыто нахамить, высмеять. Однако, Завадский не мог выгнать актрису, ведь публика ее боготворила.
Даже самой маленькой ролью Фаина Георгиевна могла затмить своих коллег, она любила импровизировать и переписывать образ под себя.
На сцену театра им. Моссовета Раневская выходила около 25 лет. Наиболее успешными спектаклями с ее участием были «Таинственная миссии Сэвидж» и «Дальше тишина».
Фаина Раневская, Валентина Талызина (справа) и Константин Михайлов в спектакле «Дядюшкин сон», 1965 год. Источник: visualrian.ru
Остаток жизни звезда посвятила театру им. Пушкина, бывшему Камерному, с которого она и начинала свою карьеру в столице.
Муля, не нервируй меня
Раневская не получила полноценного театрального образования. Тем не менее, создавала такие яркие и запоминающиеся образы второго плана, что затмевала романтических красавиц – главных героинь.
С 1915 года она выходит на сцену провинциальных театров Керчи, Феодосии, Смоленска, Архангельска, позже перебирается в Подмосковье. Затем актрису приглашают в столичный театр имени Моссовета, где она в дальнейшем прослужит долгие годы.
Выбор псевдонима «Раневская» не случаен. Фаина всегда считала, что похожа на героиню пьесы «Вишневый сад», потому что всегда что-то роняла, теряла, страдала от собственной рассеянности. И действительно, в бытовом плане она была совершенно беспомощной. Поэтому для ведения домашнего хозяйства нанимала домработниц.
Все в ее ближайшем окружении знали о сложном характере актрисы. Остроумная, прямолинейная, она не терпела фальши, могла резко осадить режиссера, вследствие чего сменила множество театров.
Дольше всего Раневская прослужила в столичном театре Моссовета, хотя частенько конфликтовала с главрежем Юрием Завадским, критикуя его методы работы. Именно в этом театре были сыграны наиболее значимые и запоминающиеся роли. Позже Фаина Георгиевна скажет «Я переспала со многими театрами, но удовольствия так и не получила».
В кинематограф актриса приходит в 1934 году, сыграв госпожу Луазо в фильме Ромма «Пышка». Но всесоюзная известность обрушивается на нее после выхода в прокат комедии «Подкидыш». Коронная фраза «Муля, не нервируй меня» была придумана самой Раневской.
В фильме «Подкидыш» Фаина Раневская придумала коронную фразу «Муля, не нервируй меня»
Впоследствии, Фаина не раз пожалела о своем экспромте, ведь он сопровождал ее всю жизнь. Мало кто знает, что даже генсек Л.И.Брежнев, вручая Раневской орден Ленина, не смог удержаться и пошутил про Мулю. Фаина гордо ответила, что эту фразу кричат ей вслед уличные хулиганы. Леонид Ильич смутился и попросил прощения у любимой артистки.
За свою творческую карьеру Раневская снялась в 25 фильмах, озвучила несколько мультфильмов, сыграла множество ролей на театральной сцене. Но своей лучшей ролью актриса считала Мачеху из кинофильма-сказки «Золушка». Секрет её популярности кроется не только в артистизме, но и в своеобразной манере поведения, свободе суждений, благодаря чему многие высказывания королевы эпизода превратились в крылатые выражения.
С присущим только ей юмором и сарказмом Фаина Георгиевна превращала собственную жизнь в трагикомический спектакль. Однажды, пожилая актриса упала на обледеневшем тротуаре и невозмутимо потребовала у прохожих поднять ее, добив окружающих фразой – «Народные артистки на улице не валяются»!
Российская актриса Фаина Раневская — Фильмография
Об этой удивительной женщине сняты десятки документальных фильмов, написано множество биографических книг. Она нашла свое призвание на сцене театра и кино. Актриса родилась в прошлом веке, но до сих пор её имя на слуху у всех россиян, независимо от возраста. Поразительный факт — Раневской практически никогда не давали главных ролей, но второстепенных персонажей она изображала так живо и ярко, что часто затмевала центральных героев своим шармом. Ее острые, насмешливые комментарии стали афоризмами.
- ● 1934 — «Пышка» (супруга Луазо)
- ● 1937 — «Дума про казака Голоту» (попадья)
- ● 1939 — «Подкидыш» (Ляля)
- ● 1941 — «Мечта» (Роза)
- ● 1943 — «Новые похождения Швейка» (Адель)
- ● 1944 — «Свадьба» (Настасья)
- ● 1945 — «Небесный тихоход» (профессор)
- ● 1947 — «Весна» (Маргарита)
- ● 1947 — «Золушка» (мачеха)
- ● 1949 — «У них есть Родина» (фрау Вурст)
- ● 1958 — «Девушка с гитарой» (Зоя)
- ● 1960 — «Осторожно, бабушка!» (Елена)
- ● 1964 — «Лёгкая жизнь» (Марго)
- ● 1966 — «Сегодня новый аттракцион» (Ада)
Биография и фото
Отец артистки Гирш Фельдман — еврей по национальности, уроженец Минской губернии. Он руководил фабрикой красочной продукции, а также имел в собственности мельницу и корабль. Семья жила в Таганроге до революции. Гирш занимался благотворительностью и управлял синагогой. Доходы от всех предприятий позволяли семье — супруге Милке, самому Гиршу и их пятерым детям Фаине, Якову, Изабелле, Лазарю и Рудольфу — жить безбедно. Они могли позволить себе раз в год путешествовать за рубеж или на крымское побережье.
В доме, где жила актриса, открыт музей
Семейное фото
Отец был строг, редко проявлял чувства к жене и детям. Его изображение отпечаталось в памяти ребенка в виде холодного, чужого мужчины. Зато она всем сердцем прикипела к матери, которая была противоположностью супруга — нежной, легко ранимой женщиной, чуткой к музыке и литературе. Мать передала своей дочери трогательное отношение к искусству. В нем маленькая Фая нашла выход детским эмоциям, и уже в четыре года пародировала знакомых в импровизированном театре. Чуть позже она начала декламировать стихи, устраивала кукольные представления.
Сестра Белла и Фая
Побег из дома
Фаина получила домашнее образование, как и многие девочки в дореволюционной России. Она выучилась французскому языку, музыке, но к точным наукам оказалась не способна. Её часто наказывали за плохую дисциплину. Подростком начала ходить в Таганрогский театр на все спектакли. Больше всего любила Павлу Вульф, которая прославилась на всю Российскую империю ролями Лизы в «Дворянском гнезде» Тургенева, Нины в «Чайке» и Саши в «Иванове» Чехова. Она стала её преподавателем.
Фаина Раневская в молодости
Отец не одобрил увлечение дочери. В конце 1915 года она решила сбежать из дома и поступить в актерское училище. Это повлекло за собой полный разрыв с родственниками и одиночество. В столице она сняла комнату недалеко от Кудринской площади. Ей пришлось взять псевдоним — с еврейскими корнями в то время пробиться в свет было очень тяжело. Так Фаина Фельдман превратилась в Фаину Раневскую.
Она не могла похвастаться своей эффектной внешностью, заикалась и вела себя перед зрителями очень скованно. На пробах ей прямо заявили, что шансов нет и не стоит морочить людям голову. Но этот приговор не остановил актрису.
После событий 1917 года Фельдманы переехали в Прагу. Оставшаяся одна в Москве, Фаина записалась на курсы актерского мастерства в студию Ягелло. Там ей подсказали, как можно маскировать дефекты речи. Она стала увереннее держаться перед публикой.
Театр заменил актрисе семью и дом
Путешествовала по стране, играя в массовке. Наконец в 1930-х ей удалось пробиться на московские подмостки. Она сменила несколько небольших подмостков, и наконец ее взяли в театр Моссовета — один из лучших в городе. Там она блистала целых 24 года и была одной из прим наравне с Орловой и Марецкой. За ней закрепился негласный авторитет, ей давали определенную свободу и старались не попасть на острый, безжалостный к глупости язык.
Начало карьеры в кино
Когда актрисе было 38 лет, ей поступило предложение от начинающего кинорежиссера Михаила Ромма. Он искал подходящие типажи для дебютной работы «Пышка». Раневская сыграла небольшую комедийную роль госпожи Луазо, жены виноторговца.
В образе мадам Луазо
Съемки проходили ночью, так как все артисты днем были заняты в театре. Сырое помещение не отапливалось. Фаина даже хотела все бросить и уйти — работать в таких условиях не оставалось сил. Михаил Ильич Ромм убедил остаться — это изменило её дальнейшую жизнь.
Сразу после выхода на экран «Пышки» актрисе позвонил Игорь Савченко, автор «Дума про казака Голоту». На вопрос Раневской о роли режиссер ответил, что персонажа для нее нет, но если она согласится участвовать в картине, он внесет поправки в сценарий. Так появилась героиня попадьи. Текст для нее придумать не успели — пришлось импровизировать. В кадре она была 40 секунд, но её образ стал чуть ли не самым ярким среди ролей второго плана.
Фаина Раневская — известные афоризмы
Работать с ней было сложно. Это была добрая, широкой души женщина, но очень острая на язык. Её побаивались и старались не вступать в перепалки. Алексей Николаевич Толстой называл её характер терпким, потому что «он впивается, как запах скипидара».
Комедия «Подкидыш» принесла Фаине Раневской славу — благодаря случайно брошенной фразе. Она играла Лялю — властную женщину, которая не дает и шагу ступить супругу-подкаблучнику по прозвищу Муля. Однажды на съемочной площадке, рассердившись на коллегу, она воскликнула: «Муля, не нервируй меня!». Высказывание закрепилось за ней, как прозвище.
Личная жизнь
Личная жизнь гениальной актрисы не сложилась, у нее не было ни мужа, ни детей. Возможно, причина была в нестандартной внешности, неуживчивом характере или печальном опыте. Первая любовь осталась безответной, потом случилось разочарование в молодом человеке, который ей нравился. В итоге Раневская перестала доверять мужчинам.
На склоне лет она была очень одинока. В одно время рядом с ней находился журналист Глеб Скороходов. Он оставался единственной связью артистки с внешним миром. Фаина Георгиевна считала его своим сыном и с присущим ей юмором говорила: «Я его усыновила, а он меня уматерил»! Но их дружба закончилась внезапно – Раневской не понравилась рукопись книги, которую Скороходов написал на основе ее воспоминаний о детстве, юности, раннем периоде творчества.
В последние годы жизни рядом оставался только верный пес Мальчик. Безродную дворняжку Фаина Георгиевна подобрала на улице, выходила, отдала этому существу всю свою любовь и нерастраченную нежность. Собачка очень скучала, когда актрисы не было дома, поэтому она частенько брала ее с собой на репетиции. В память о верном друге на надгробии великой актрисы установили фигурку любимого пса.
Еще несколько фактов из жизни Раневской
· Много сплетен ходило о нежной дружбе между Любовью Орловой и Раневской. Даже высказывались предположения и нетрадиционной сексуальной ориентации Фаины Георгиевны. Слухи подогревали и близкие взаимоотношения с приятельницей Павлой Вульф. В ее доме Раневская прожила несколько лет.
· Фаина Георгиевна сыграла определенную роль в судьбе Владимира Высоцкого. Познакомились они в 1960 г. в театре имени Пушкина. Именно там начиналась карьера будущего барда. Случилось так, что молодой артист ушел в длительный запой. Раневская встала на его защиту, помогла избежать увольнения, убедив руководство дать ему еще один шанс.
Как-то раз актрисе поступило предложение о сотрудничестве с КГБ. Посоветовавшись с близким другом, она смогла от него отказаться, не навлекая на себя гнева всесильного комитета госбезопасности. С невинным видом заявила, что не может быть агентом, поскольку разговаривает во сне и может выдать врагам государственные секреты. После этого актрису оставили в покое. Эта же отговорка помогла ей в щекотливой ситуации, когда руководство настоятельно советовало вступить в ряды Коммунистической партии.
Умерла Раневская через год после ухода из театра. Причиной смерти стала пневмония, развившаяся на фоне инфаркта. Похоронили гениальную актрису на Новом Донском кладбище рядом с сестрой Изабеллой.
В 1992 году популярная английская энциклопедия «Кто есть кто» включила Фаину Раневскую в десятку выдающихся актрис мира.
Она покорила публику своей великолепной игрой, самоиронией, философским взглядом на мир и умением формулировать сложные вещи простым языком. Эта удивительная актриса и женщина — автор цитат и афоризмов, которые плотно вошли в нашу жизнь и стали по-настоящему народными
Из биографии Фаины Раневской:
Биография Фаины Раневской состоит из ярких моментов, незаурядных случаев и интересных событий. Жизнь великой актрисы была наполнена множеством колоритных фактов.
Родители великой актрисы
Фаина родилась 27 августа 1896 года в еврейской семье в Таганроге. Помимо Фаины в семье было три сына и дочь. Ее настоящее имя — Фанни Гиршевна Фельдман. Ее отец Гирши Фельдман был в Таганроге уважаемым и известным человеком. Он был местным богачом, «владельцем заводов, газет, пароходов», нажив приличное состояние на торговле недвижимостью, производстве лакокрасочной продукции. Его уважали в еврейской общине города, и он был почетным ее членом. Гирши Фельдман владел не только несколькими домами и магазином, в его собственности находился даже пароход «Святой Николай» (на котором в революцию семья эмигрирует за границу). Кроме этого, он был старостой синагоги и основателем приюта для пожилых евреев. Мама Милка Рафаиловна родила пятерых детей – трёх мальчиков и двух девочек. Правда, младший брат умер, когда маленькой Фаине было 5 лет.
По сравнению со своей старшей сестрой она не отличалась «лица приятным выраженьем», заикалась, была слишком застенчивой и все принимала близко к сердцу. Как она решилась стать актрисой – непонятно.
Когда пришло время, родители определили Фаину в Таганрогскую Мариинскую гимназию, но учеба давалась девочке с трудом: она писала с ошибками, не дружила с цифрами. К тому же отношения с однокашниками были натянутые. Может быть, именно поэтому она попросила отца забрать ее из этого учебного заведения. Зато дома с удовольствием Фаина занималась чтением, изучением иностранных языков, пением. Ее стремление всегда добиваться того, что хочешь, и определило ее судьбу в дальнейшем.
Летом 1910 года Фельдманы отдыхали в Крыму, где 14-летняя Фаина познакомилась с известной актрисой Алисой Коонен, жившей по соседству. А через год, будучи на представлении в Таганрогском драматическом театре, была так потрясена игрой Павлы Вульф, что окончательно решила для себя стать артисткой. Однако родители не разделяли увлечений своей дочери, считая это детской забавой, которая пройдет со временем. Стать артисткой, так распорядиться собственной жизнью порядочной девушке из еврейской семьи означало в те времена, по меньшей мере, то же самое, что и стать женщиной легкого поведения. Естественно, это вызвало гнев Гирши Фельдмана, который поставил дочери ультиматум: или сцена, или семья.
Раневская в молодости
История не сохранила мук терзания юной Фаины, взвешивающей, что для нее важнее: родственные узы или страстные порывы, ясно одно: театр заполнил все ее воображение, она мечтала стать актрисой и готова была ради призвания пожертвовать всем, даже близкими людьми. Тогда она и предположить не могла, насколько трагично все это обернется. С 1915 года Фаина уехала в Москву, и пока мечте ее не суждено было сбыться. Девушку не приняли ни в одно учебное театральное заведение, как неспособную. Что вкладывали тогда в это понятие, трудно сказать. Но то, что никого из экзаменаторов Фаина не смогла зацепить своей внешностью, своей натурой, это очевидно. Девушке приходилось очень трудно, но она стремилась учиться. Она порой голодала, сильно нуждалась в средствах.
Несмотря на то, что Фаина порвала с семьей, отец не мог позволить себе, чтобы его любимая младшая дочь бедствовала, и высылал ей на жизнь. Мать тоже отправляла ей переводы. А вскоре и эта ниточка оборвалась. Надвигались революционные события, сметавшие на своем пути прежнюю счастливую жизнь и не дававшие никаких надежд на будущее. Гирши Фельдман с семьей на пароходе уплывает за границу, Фаина опять же отказалась последовать за родными.
В 1917 году вся семья Фельдманов эмигрировала за границу в Прагу, а Фаина осталась в России и переехала в Ростов-на-Дону. После Раневская играла во множестве театров в самых разных городах: Керчь, Феодосия, Кисловодск, Баку, Сталинград, Архангельск, Смоленск. Утвердиться на московской сцене актрисе удалось только в 1931 году — до войны Фаина Георгиевна работала в Камерном театре и в Центральном театре Красной Армии
В военные годы Раневская была эвакуирована в Ташкент. Вернувшись из эвакуации, работала в Московском театре драмы, в Театре имени Александра Пушкина и в Театре имени Моссовета, в котором и выходила на сцену до самой смерти. В кино появилась в 1934 году, сыграв роль госпожи Луазо в фильме «Пышка». После него Фаину Георгиевну приглашали в разные картины. Но настоящую популярность актрисе принесла комедия «Подкидыш», где она сыграла самоуверенную, командующую мужем женщину.
После многих лет разлуки Фаине удалось повидаться с матерью и братом в 1956 году в Румынии. Отец к тому времени уже умер, а сестра Белла жила в Париже и приехать не смогла. Но в 60-ых годах из эмиграции к Фаине переехала сестра, решив скоротать одиночество после смерти своего мужа с родным человеком. Раневская выделила ей комнату в своей квартире. Однако после этого Изабелла Георгиевна прожила всего лишь четыре года.
За свои творческие заслуги Раневская была награждена Орденами Знак Почёта, Ленина, Трудового Красного Знамени. С 1937 года – Заслуженная артистка РСФСР, а в 1961 году ей присвоили звание Народной артистки Советского Союза. +Фаина Георгиевна была очень одиноким человеком. Долгое время она жила у своей подруги, актрисы Павлы Вульф. Ее внука она считала своим и возлагала на него большие надежды. Но к старости жить в чужом доме стало сложно, «приемный внук» занимался своей жизнью, и в 60 лет она осталась одна, причем практически без работы.
От одиночества Раневскую спасал любимый пес Мальчик, названный в честь Станиславского, которого Раневская боготворила, страсть к рисованию на полях и увлечение эпистолярным жанром – в едких письмах Татьяне Тэсс.
Раневская перестала играть на сцене всего за год до своей смерти. Скончалась она 19 июля 1984 года в Кунцевской больнице Москвы в результате инфаркта и пневмонии, не дожив немногим менее месяца до своего 88-летия.
Родные сестры воссоединились в Советском Союзе и упокоились на одном кладбище – Донском. Именно Фаина завещала похоронить себя рядом с Изабеллой, а не на Новодевичьем, где в ту пору погребали всех известных личностей. На ее могилу ежедневно приходят поклониться десятки людей с живыми цветами. Но мало кто обращает внимание на то, что на самой вершине памятника прикреплена маленькая бронзовая собачка. Рассказывают, когда Фаины Георгиевны не стало, ее сеттер так затосковал, что стал приходить к ней на могилу. Сколько именно он навещал любимую хозяйку, неизвестно. Но когда исчез, кто-то из знакомых Раневской, тронутый такой преданностью животного, решил увековечить на месте погребения актрисы и ее верного друга. Так появилась скульптурка собачки на надгробии Раневской.
В Тюмени открыта «Чайная у Раневской», расписанная ее цитатами. Названия блюд в меню — из фильмов с ее участием. Также имеется изумительная по своему облику курильня.
В мае 2008-го прошел Первый международный театральный фестиваль им. Фаины Раневской «Великая провинция». +В 2009-м в Таганроге открылась кофейня «Фрекен Бок», в дизайне которой преобладают фото великой артистки. К горячим напиткам подаются фирменные плюшки. +Имя Фаины Раневской носит одна из улиц Таганрога.
В 1990-м на экраны вышел документальный фильм «Вспоминая Раневскую», а в 2004-м гениальную артистку вспоминали в программе «Серебряный шар» Виталия Вульфа. Образ Фаины Раневской увековечен и в художественных фильмах «Звезда эпохи» (2004) и «Анна Герман. Тайна белого ангела» (2012).
Редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» в 1992 году включена в десятку самых выдающихся актрис XX века.
Дом-музей Фаины Раневской в Таганроге
В 1986-м в Таганроге был открыт памятник Раневской и на доме, где она проживала, установлена мемориальная доска.
35 интересных фактов из жизни и творчества Фаины Раневской:
1.Раневская стеснялась своей внешности, хотя в молодости была красивой.
2. Говорят, что у нее был крайне сложный характер, и она тяжело сходилась с людьми. Но еще больше ее не любили за яркий талант, всячески отравляя ей жизнь. Поэтому она сменила за свою карьеру с десяток театров.
3.Несмотря на то, что среди ее друзей были величайшие женщины современности: поэтессы Анна Ахматова и Марина Цветаева, писательница Татьяна Тэсс, артистки Марецкая и Орлова, она чувствовала себя некомфортно. А особенно в те периоды, когда ей не давали играть.
4.Театром Раневская увлеклась с 14 лет, бывая на всех постановках в театре в родном Таганроге, а в 1915 году, увидев на сцене Московского Художественного театра пьесу «Вишневый сад» Антона Чехова, Фаина твердо решила стать актрисой.
5.Отец этого решения не одобрил, но Раневская все равно переехала в Москву и устроилась в частную театральную школу, однако средств на оплату занятий не хватало и учебу пришлось оставить.
6.Самой лучшей ролью в кино, по мнению самой актрисы, была Мачеха в «Золушке». Всего Раневская снялась в 25 кинолентах.
7.Друзья ее называли одновременно ласково и почтительно – Фуфа Великолепная.
8. Сама Раневская иногда путалась в своих отчествах. В документах ее записывали, как Григорьевна, а представлялась она — Георгиевной. Однажды она пошутила по этому поводу, что Григорий – это Отрепьев, а Георгий – Победоносец.
9.На гастролях в Одессе какая-то дама долго бежала по улице за Раневской, потом спросила: — Ой, вы – это она? Фаина Георгиевна спокойно ответила своим басовитым голосом: — Да, я – это она.
10.Помимо кино и театра, Раневская запомнилась, благодаря своему чувству юмора.
11. Ольга Аросева рассказывала, что, уже, будучи в преклонном возрасте, актриса шла по улице, поскользнулась и упала. Лежит на тротуаре и кричит своим неподражаемым голосом: — Люди! Поднимите меня! Ведь народные артисты на улице не валяются!
12.Однажды Раневская потребовала у Тани Щегловой — инженера по профессии — объяснить ей, почему железные корабли не тонут. Таня попыталась напомнить Фаине Георгиевне закон Архимеда. — Что вы, дорогая, у меня была двойка, — отрешенно сетовала Раневская. — Почему, когда вы садитесь в ванну, вода вытесняется и льется на пол? — наседала Таня. — Потому что у меня большая жопа,- грустно отвечала великая актриса.
13.Иногда Фаина Георгиевна садилась на вегетарианскую диету и тогда становилась особенно чувствительна. В эти мучительные дни она спросила свою домработницу: «Лизочка, мне кажется, в этом борще чего-то не хватает? Лиза ответила: „Правильно, Фаина Георгиевна, не хватает мяса“.
14.Фаина Раневская однажды заметила композитору, лауреату двух Сталинских премий Вано Мурадели: — А ведь вы, Вано, не композитор. Мурадели обиделся: — Это почему же я не композитор? — Так ведь у вас фамилия такая. Вместо «ми» у вас «му», вместо «ре» — «ра», вместо «до» — «де», а вместо «ля» — «ли». Вы же, Вано, в ноты не попадаете.
15. В особенно трудный момент она обратилась за помощью к приятелю своего отца. Тот ей ответил: Дать дочери Фельдмана мало — я не могу, а много – у меня уже нет. Но Раневской все же удалось устроиться в подмосковный летний Малаховский театр. В этот период и родился ее псевдоним.
16.Как-то артистка вместе со знакомым отправилась в банк, чтобы получить родительский перевод. И когда они вышли из учреждения, порыв ветра вырвал из рук девушки все деньги. Она со вздохом заметила: «Как красиво летят». А спутник тут же воскликнул, что своим поведением Фуфа ему напоминает Раневскую – помещицу из «Вишневого сада», которая ничего не могла удержать в руках, Когда актриса подбирала себе псевдоним, то она вспомнила это сравнение и взяла фамилию чеховской героини.
Фаина Раневская в юности
17.В юности Фаина была красавицей, тонкой и звонкой, вот как ее описывал один из критиков: «Очаровательная жгучая брюнетка, одета роскошно и ярко, тонкая фигурка утопает в кринолине и волнах декольтированного платья. Она напоминает маленькую сверкающую колибри».
18. Как-то у актрисы поинтересовались, зачем она переходит из театра в театр. На что Фаина Георгиевна ответила: «Я искала святое искусство». На вопрос нашла ли она его и где, сказала: «Да. В Третьяковской галерее».
19.Авторство крылатой фразы „Муля, не нервируй меня!“ точно не известно. В эфире телепрограммы „Кинопанорама“ 1964 года Раневская рассказала историю о том, как сама лично придумала эту фразу, а после эфира программы поссорилась с автором сценария фильма Агнией Барто, которая приписывала авторство фразы себе. Также на авторство фразы претендовала Рина Зеленая, будучи соавтором сценария фильма.
20.Принимала Фаина участие в озвучивании мультфильмов. В частности, ее неподражаемым голосом разговаривает Фрекен Бок в „Карлсон вернулся“. Кстати, озвучивать Фрекен Бок, которую, как Раневской казалось, нарисовали некрасивой
21. В Кремле после просмотра одного из фильмов с Раневской Иосиф Сталин сказал: — Вот товарищ Жаров хороший актер, понаклеит усики, бакенбарды или нацепит бороду, и все равно видно, что это Жаров. А вот Раневская ничего не наклеивает и все равно всегда разная.
22.Справляться с бытом актриса самостоятельно не могла — в силу рассеянности или невозможности считать „эти дурацкие деньги“, поэтому постоянно нанимала домохозяек.
23.Уже при советской власти, когда с работников при найме требовали написать свою автобиографию, Раневская с трудом выводила: «Мой отец – небогатый нефтезаводчик…».
24.Интересно, что заикалась Раневская всю жизнь, но на сцене – никогда.
25.У Фаины были совершенно особенные отношения с… Пушкиным. Актриса признавалась, что ей кажется, что будто бы они уже встречались когда-то или могут еще встретиться. На вопрос врачей, ужасавшихся состоянию ее прокуренных легких: «Чем же вы дышите?», она отвечала: «Пушкиным!».
26. „Муля“ преследовал Раневскую всю жизнь: так кричали мальчишки при виде ее на улицах, эту фразу первой вспоминали при знакомстве с ней, и даже Брежнев, вручая в Кремле Раневской орден Ленина, выпалил: — Муля, не нервируй меня! — Леонид Ильич, — обиженно сказала Раневская, — так ко мне обращаются только мальчишки или хулиганы. Генсек смутился и пролепетал, оправдываясь: — Простите, но я вас очень люблю.
27.Раневская всю свою жизнь посвятила театру и кино, она не была замужем, не родила детей.
28.Когда она попыталась сдать экзамены в нескольких театральных школах, заикаясь от волнения, то ей говорили, что актрисой ей не быть никогда, это профессиональная непригодность. И тогда 19-летняя девушка пошла учиться в частную школу, а деньги зарабатывала в массовке цирка.
29.Раневская дружила со многими знаменитыми людьми, в частности — Анной Ахматовой и Мариной Цветаевой. Однажды, получив в театре деньги, Фаина Георгиевна поехала к вернувшейся из эмиграции Марине Цветаевой. Зарплата была выдана пачкой, Раневская думала, что сейчас она ее разделит, а Марина Ивановна, не поняв, взяла всю пачку и сказала: «Спасибо, Фаина! Я тебе очень благодарна, мы сможем жить на эти деньги целый месяц». Тогда Раневская пошла и продала свое колечко. Вспоминая об этом, Фаина Георгиевна говорила: «Как я счастлива, что не успела тогда поделить пачку!»
30. Раневская хранила свои награды, ордена («Знак Почета», два ордена Трудового Красного Знамени, орден Ленина) и медали в коробке, на которой собственноручно нацарапала «Похоронные принадлежности».
31.Очень тяжело она переживала одиночество, особенно когда начали умирать ее друзья и ровесники.
32.Окна квартиры Раневской в высотке на Котельнической набережной выходили в каменный внутренний двор. А там — выход из кинотеатра и место, где разгружали хлебные фургоны. Фаина Георгиевна днём слушала крепкие выражения грузчиков, громко звучавшие под ее окнами, а вечером наблюдала шумные толпы уходящих домой кинозрителей из „Иллюзиона“. — Я живу над хлебом и зрелищем,- жаловалась она.
33.Фаина Георгиевна была ангелом-хранителем не только Анны Ахматовой (актриса ухаживала за поэтессой, когда та болела тифом, и хранила папку со стихами, которую Анна Андреевна больше никому не могла доверить), но и начинающего актера Владимира Высоцкого, который все ждал, но так и не получал хороших ролей в московском театре имени Пушкина. Однажды Высоцкий запил, да так, что не появлялся на рабочем месте несколько недель. Его не уволили только благодаря заступничеству Раневской.
34.Чтобы пробиться на большую сцену, Фаине пришлось устроиться в труппу мадам Лавровской «на роли героинь-кокетт с пением и танцами за 35 рублей со своим гардеробом». Они с успехом гастролировали по Крыму, в частности в Керчи.
Фаина Раневская с сестрой Беллой и собакой Мальчиком
35.На надгробии актрисы установлена фигурка собаки по кличке Мальчик – этот пес стал для Раневской настоящей семьей. Фаина Георгиевна признавалась, что никто так не радовался ее приходу, как Мальчик. Это был беспородный пес, которого Раневская подобрала на улице, накормила, обогрела и подарила ему всю свою нерастраченную любовь. В ее доме он мог вытворять все что угодно.
Памятник Ф. Раневской в Таганроге
фото из интернета