Биография Максима Суханова
Максим Суханов – талантливый и незаурядный актер российского театра и кино, который выделяется среди коллег оригинальным творческим видением и принципиальной жизненной позицией. Он очень тщательно относится к выбору ролей, предпочитая участвовать только в интересующих его проектах. Являясь успешным ресторатором, он может себе позволить заниматься творческой деятельностью, которая не идет вразрез с его жизненными и моральными принципами.
Максим Суханов
Личная жизнь Дарьи Михайловой
Строгая и неприступная в отношениях с мужчинами, Дарья Михайлова совершенно потеряла голову от актера Вахтанговского театра Максима Суханова, с которым играла на одной сцене. В 1985 году пара официально расписалась, а через три года у них родилась дочь Василиса.
Дарья Михайлова и Максим Суханов
В общей сложности Дарья и Максим прожили шесть лет и развелись, когда в жизни Суханова появилась другая женщина – студентка ГИТИСа Лада Марис. Предательство супруга актриса переживала болезненно, новых романов не заводила, ее спасала только работа. Гордая и независимая женщина однажды проговорилась: Своим принципам Михайлова не изменила и в отношениях со вторым мужем, Владиславом Галкиным. Они были знакомы заочно, а в 1998 году, когда Дарья искала актера на роль Мити в собственной постановке, ее выбор пал на Влада. Рабочие отношения вскоре переросли в романтические, а затем и в семейные. Для Галкина это был уже третий брак.
Дарья Михайлова и Владислав Галкин
Несколько раз артисты вместе появлялись в кино, еще чаще – на страницах журналов о знаменитостях. Тёплые личные отношения омрачались пристрастием Владислава к алкоголю. Лечиться актер не хотел, объясняя выпивку и приступы агрессии хронической усталостью.
После случая в одном из московских баров, когда Галкин, измотанный последствиями травмы ноги и запивший, устроил дебош, палил из травматического пистолета, за что в итоге попал под суд, Михайлова подала на развод.
Дарья Михайлова и ее дочь Василиса
В 2010 году, за две недели до даты заседания, актер скончался в своей квартире. На Дарью хлынули потоки обвинений: якобы именно она довела Владислава до такого конца. Актриса предпочла хранить молчание, уволилась с должности преподавателя из Щукинского училища, ушла из театра. На киномероприятиях тоже не появлялась, как и ее дочь. Василиса сейчас – актриса Вахтанговского театра, снимается в кино.
Детство и юношеские годы
Молодой Максим Суханов
Своего родного отца Суханов видел очень редко, не чаще одного раза в год. Но он не особо страдал от его отсутствия – в компании мамы и бабушки ему всегда было чем заняться. Вера Ивановна учила его игре на фортепиано, водила в театры и на выставки, устраивала дома веселые театрализованные праздники. Мать часто брала сына в художественную мастерскую, знакомила с интересными творческими людьми, привила любовь к чтению и интерес к классической литературе.
В 16 лет у Максима появился отчим – поэт Александр Аронов. Он был человеком энциклопедических знаний, веселым, интеллигентным и легким в общении, много лет проработал в газете «Московский комсомолец». С матерью Максима Александр Яковлевич был знаком очень давно, в школе он вел у нее уроки литературы. Несмотря на то, что поначалу их жизненные пути разошлись, Аронов был вхож в семью Сухановых и прекрасно ладил с маленьким Максимом. Поэтому, когда он появился в доме уже в качестве отчима, юноша был только рад этому обстоятельству.
Максим Суханов в юности
Максим с ранних лет отличался вдумчивостью и серьезностью, дворовым шалостям он предпочитал чтение книг, обожал «Трех мушкетеров» Дюма, которых перечитывал по многу раз. В детстве мечтал стать врачом или музыкантом, очень любил животных, так что хомячки, рыбки и попугаи в их доме чувствовали себя вольготно и активно размножались. Максим продавал их потомство на птичьем рынке и так зарабатывал свои первые карманные деньги. В старших классах он, как и многие его ровесники, «варил» джинсы и приторговывал ими на барахолке. На вырученные деньги покупал пластинки и кассеты с записями популярных в то время зарубежных музыкальных коллективов.
Молодой Максим Суханов на сцене театра
Рок-музыкой Суханов увлекся в подростковом возрасте, причем познакомился с ней благодаря маме. Татьяна Константиновна была преданной поклонницей Deep Purple, особенно ей нравилась рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда», главную партию в которой исполнял вокалист группы ИэнГиллан. Максим с детства занимался вокалом с бабушкой и приходящими педагогами и обладал хорошим поставленным голосом, поэтому поначалу пробовал подражать любимым исполнителям, а потом организовал собственную рок-группу. За короткое время коллектив прославился на всю округу – ребята пели песни на английском языке, выступали в клубах и на дискотеках и пользовались огромным авторитетам среди сверстников.
Максим Суханов в фильме «Призываюсь весной» (1984)
Максим даже планировал связать с музыкой свою дальнейшую жизнь и после окончания школы отнес документы в музыкально-педагогическое училище имени Ипполитова-Иванова. Но с первого раза стать студентом не удалось, и, чтобы не идти в армию, Суханов решил поступать в Щукинское театральное училище, тем более бабушка взялась его подготовить.
Талант в наследство
Максим родился в Москве 10 ноября 1963 года. Отец Александр Суханов был кадровый военный. Мать Татьяна Аронова художницей. Родители развелись через несколько лет после рождения сына. Отец навещал пару раз в год. Позднее мать вышла замуж за известного поэта Александра Аронова, когда Максиму было 16 лет. Отношения сложились хорошие, потому что отчим был знаком семье давно.
Большое участие в воспитании мальчика принимала бабушка по маминой линии Вера Ивановна Буреева, в прошлом актриса, ученица Всеволода Мейерхольда. Она обучала Максима музыке, игре на фортепиано, ходила с ним на выставки и спектакли. После школы он пытался поступить в музыкальное училище, но не получилось. Пел в собственной рок-группе. Подростком мечтал стать врачом. Избегая воинского призыва, поступил в театральное училище им. Щукина в 1981 году.
Максим Суханов в молодости
Театр
Вторая попытка увенчалась успехом, и в 1981 году юноша был зачислен на курс Т. Коптевой и В. Иванова. На четвертом курсе училища он был задействован в спектакле «Парень из нашего города» театра Ленком и планировал после окончания вуза войти в основной состав труппы. Но после дипломного спектакля начинающему артисту поступили приглашения и из других театров, и Максим остановил свой выбор на театре Вахтангова, где ему предложили сразу несколько ролей в ведущих репертуарных спектаклях. Суханов до сих пор служит в этом театре, хотя постановки с его участием можно увидеть и на других сценах.
Максим Суханов до сих пор играет на сцене театра Вахтангова
Большую роль в творческой биографии актёра сыграла встреча с режиссером Владимиром Мирзоевым. Случайно познакомившись с ним в общей компании, Суханов некоторое время спустя пришел на премьеру спектакля «Женитьба», поставленного Мирзоевым на сцене театра имени Станиславского. Увиденное произвело на Максима сильное впечатление, и он предложил режиссеру поработать вместе. Владимир Владимирович тоже был высокого мнения об актерском таланте Суханова и тут же утвердил его на главную роль в своем новом спектакле.
Максим Суханов в спектакле «Безумный день, или женитьба Фигаро»
Премьера «Хлестакова» состоялась в 1995 году на сцене театра Станиславского и стала громким событием в жизни театральной Москвы. С этого момента началось их тесное и плодотворное сотрудничество, результатом которого стали спектакли «Сирано де Бержерак», «Лир», «Укрощение строптивой», «Предательство» и многие другие, поставленные на сценах ведущих столичных театров.
Одна из последних совместных работ Суханова и Мирзоева – «Возвращение домой» по одноименной пьесе британского драматурга Гарольда Пинтера. Этот спектакль стал третьим в цикле пинтеровских спектаклей (первые два – «Предательство» и «Коллекция Пинтера»).
Театр им. Е. Вахтангова
Сразу после окончания театрального училища Максима Суханова пригласили в знаменитый театр имени Евгения Вахтангова. Этим актер обязан известному режиссеру театра и кино Владимиру Мирзоеву. Он разглядел в Суханове талант и изюминку и сразу задействовал его в нескольких серьезных ролях: «Дон Жуан», «Зойкина квартира», «Варвары». Герой говорит, что всеми своими навыками он обязан именно Мирзоеву, который сформировал его как актера. Сегодня биография и личная жизнь Максима Суханова тесно связана с творчеством и театром Вахтангова. Он служит в этом театре уже более 30 лет. Сегодня он является настоящей звездой этого театра, публика очень полюбила Суханова за особый дар перевоплощения, в каждой своей работе он предстает в новом качестве. Сам актер говорит, что работа в театре — отличный способ тренировки своей психофизики, и что она сильно отличается от работы в кино. Он говорит, что никогда не мечтает о ролях, а просто ждет предложений и берется только за те работы, которые ему интересны. Он не хочет повторяться, играть одно и то же ему было бы скучно, а значит, это будет неинтересно и зрителю. Сегодня на его счету в театре Вахтангова около 10 выдающихся ролей, среди них «Сирано де Бержерак», «Государь ты наш батюшка». «Лир», «Ветер шумит в тополях», «Безумный день, или Женитьба Фигаро».
Роли в кино
Из-за плотной занятости в театре Суханов в последнее время довольно редко снимается в кино, хотя широкую известность актер получил именно благодаря киноролям. Его дебютом на экране стала эпизодическая роль в мелодраме «Тихая застава» (1985), за которой последовали еще несколько таких же неприметных работ.
Кадр из фильма «Тихая застава»
Более заметная роль досталась актеру в драме Дениса Евстигнеева «Лимита» (1994) с Евгением Мироновым и Владимиром Машковым в главных ролях. А настоящим подарком судьбы для нашего героя стала картина Валерия Тодоровского «Страна глухих» (1998), которая прославила Суханова на все постсоветское пространство.
Максим Суханов в фильме «Страна глухих»
Максим мастерски вжился в образ глухого криминального авторитета по кличке Свинья, который невольно вызывает у зрителей как негатив, так и сочувствие. Эта работа раскрыла глубокий драматический талант Суханова, который оценили и другие серьезные режиссеры. С этого момента фильмография актера стала стремительно пополняться яркими интересными ролями, порой весьма неожиданными.
Максим Суханов в фильмах «Утомленные солнцем 2» и «Театральный роман»
Суханов дважды сыграл Сталина («Дети Арбата», «Утомленные солнцем-2»), предстал перед зрителями в образе Бориса Годунова в одноименном фильме Владимира Мирзоева и митрополита Алексия в исторической ленте Андрея Прошкина «Орда» (2011). Засветился в таких нашумевших проектах как «Богиня. Как я полюбила» Ренаты Литвиновой, «Обитаемый остров» и «Мифы» Федора Бондарчука, «Викинг» Андрея Кравчука.
Максим Суханов в фильме «Орда»
За участие в исторической драме «Роль» актер был номинирован на премию «Ника». Кстати, сам Максим без особого пиетета относится ко всяческим актерским регалиям и званиям, хотя и является неоднократным обладателем премий «Чайка», «Золотой Овен» и «Золотая маска», а также дважды лауреатом Государственной премии. Он даже отказался от званий Заслуженного и Народного артиста РФ, что является беспрецедентным случаем за всю историю современной отечественной культуры. Максим Суханов. Линия жизни / Телеканал Культура Актер очень тщательно подбирает для себя роли и нередко отказывается от примитивного, некачественного и малоинтересного материала. По его словам, ему важно «влюбиться» в предложенный образ, чтобы максимально достоверно воплотить его на сцене или на экране.
Признание в театре и в кино
- В 1985 году после получения диплома, Суханов был принят в труппу Театра им. Вахтангова. На этой сцене в следующие годы состоялись заметные работы актёра в спектаклях «Стакан воды», «Зойкина квартира», «Брестский мир», «Государь, ты наш батюшка».
- В 1986 году дебютировал в фильме «Тихая застава» в небольшой роли. Далее следовали несколько незаметных эпизодических киноработ. Другие театры приглашали актёра поработать на своей сцене. В Ленкоме он был занят в спектакле «Парень из нашего города», «Две женщины», «Тартюф».
- В 1994 году в Театре им. Станиславского состоялась премьера спектакля «Хлестаков» с Сухановым в главной роли. Режиссёром стал Владимир Мирзоев, с которым на много лет у актёра сложился плодотворный тандем. Благодаря этой работе актёр стал лауреатом Государственной премии. В этом же году появился в картине «Лимита» у режиссёра Дениса Евстигнеева.
- В 1997 году Суханову досталась одна из главных ролей вместе с Константином Хабенским в фильме «Наташа».
- В 1998 году снялся у Валерия Тодоровского в фильме «Страна Глухих». Картина имела большой успех у зрителей и критиков. Суханов удостоился премии «Ника» за «Лучшую мужскую роль второго плана». Его колоритный персонаж – глухонемой бандит Свинья заставил обратить внимание на талант актёра.
- В 1998 году Суханов не только сыграл в спектакле «Амфитрион», но и написал музыку к нему, выступив как композитор.
- В 1999 году вышел фильм «Женщин обижать не рекомендуется».
- В 2001 году состоялся выход спектакля «Сирано де Бержерак», где Суханов играл главную роль у режиссёра Мирзоева. За эту работу актёр получил высшую театральную награду в России – «Золотую маску». И вновь стал лауреатом Государственной премии.
- В 2003 году с этим же режиссёром вышел заметный спектакль «Лир». Суханов не боялся браться за сложные роли неоднозначных или отрицательных персонажей. Делая их притягательными. В этом же году стал продюсером мини-сериала «Дни ангела».
- В 2004 году в сериале «Дети Арбата» он впервые примерил на себя роль Сталина. Впоследствии актёр ещё вернётся к этому герою. В этом же году участвовал в фильме «Богиня. Как я полюбила» Ренаты Литвиновой.
- В 2007 году выступал в качестве актёра, продюсера и композитора фильма «20 сигарет».
- В 2008 году заметной работой стала роль в популярном фильме Фёдора Бондарчука «Обитаемый остров».
- В 2009 году сыграл в кино «Человек, который знал всё» и получил вторую «Нику» за «Лучшую мужскую роль второго плана».
- В 2010 году выходит фильм Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем 2», где Суханов продолжил знакомить зрителей с образом Сталина. Тиран получился у него притягательно страшным. Несмотря на возвращение к этому герою, актёр относится резко негативно к этой личности.
- В 2011 году снялся в исторических картинах «Борис Годунов» и «Орда», вызвавшие споры о прошлом нашей страны. За роль в «Орде» был удостоен премии «Ника».
- В 2012 году стал зомби в фантастическом фильме «Зима мертвецов. Метелица».
- В 2013 году работал в фильме «Роль», которая была оценена кинематографическим сообществом. Актёр получил сразу несколько премий на фестивалях в Чите и Таллине.
- В 2014 году состоялась премьера спектакля «Безумный день или женитьба Фигаро».
- В 2021 году сыграл в картине «Викинг», гармонично вписавшись в исторический контекст.
- В 2021 году снялся в нескольких заметных работах: «Мифы» Александра Молочникова и в интерпретации «Трёх сестёр» Юрия Грымова.
- В 2021 году режиссёр Владимир Мирзоев снял мини-сериал «Этюды о свободе», в одной из новелл сыграл Максим.
- В 2021 году вышел добрый фильм «Волшебник» с Сухановым в одной из главных ролей.
- В 2021 году было выпущено сразу несколько картин с участием актёра «Один вдох», «Гипноз», «Маша».
В фильме «Один вдох» (2020)
Максим отличается своей оппозиционной гражданской позицией по отношению к решениям о возвращении Крыма, войне в Украине. Был резко против приговоров группе Pussy Riot и режиссёру Олегу Сенцову. Отказался от званий народного и заслуженного артиста.
На сегодняшний день продолжает работать в театрах. Озвучивает аудиокниги. Планирует проекты в кино. Много лет является совладельцем успешного столичного ресторана «Маяк».
Другие проекты
Максим Суханов также преуспел как писатель и музыкант
Максим имеется опыт в публицистике – его перу принадлежит книга «Муравьиные инъекции», а также «Летопись Вахтанговской школы с 1913 по 2000 гг.», созданная в соавторстве с однокурсником Александром Самойленко.
Есть у приятелей и совместные бизнес-проекты – Суханов и Самойленко являются владельцами нескольких столичных ресторанов, среди которых самые известные «Маяк» и «Лабарданс», расположенные в помещении театра Маяковского. Оба заведения оформлены в оригинальном стиле, на стенах и вдоль лестниц развешаны фотографии Суханова в различных сценических образах, в интерьере помещений использован театральный реквизит. Ресторанный бизнес приносит актеру стабильный доход, который позволяет ему реализовывать свои творческие проекты.
Максим Суханов читает иронический рассказ «Три встречи с Лермонтовым»
Максим Суханов: «Только когда вырос, я смог вернуться в места, откуда выселили нашу семью»
Суханов – актер крайне избирательный в ролях, потому-то и снимается в кино нечасто. В фильме «Утомленные солнцем-2» неискушенный зритель может Максима Суханова и не узнать: пластический грим изменил артиста до неузнаваемости. Смотришь на его героя – Иосифа Сталина – и мурашки пробегают по телу, настолько инфернальным получился образ. Накануне премьеры второй части дилогии – «Цитадель» – мы пригласили Максима на интервью.
Михалков – своего рода громоотвод
– Несколько сцен «Цитадели» были сняты на государственной даче Сталина в Кунцево, где полностью сохранена обстановка и вещи вождя. Потом члены съемочной группы признавались, что ощущали себя не в своей тарелке. То в разгар съемки дверь где-то в глубине пустынного коридора хлопнет, то скрип половиц раздастся… Мистика какая-то! Как заметил священник, побывавший на съемках, «демоническая взвесь в воздухе присутствует». А как вы себя там чувствовали?
– Я присутствия призраков и потусторонних сил не ощущал, ничего страшного, по-моему, не происходило. Более того, в перерыве даже подремал на диване Сталина – том самом, на котором он лежал, – и ничего, отлично отдохнул!
– Говорят, в советские времена актеры опасались играть Сталина. Не дай бог, что-то не так получится – и карьеру, и судьбу поломаешь… А вы дважды столкнулись с этой исторической личностью. Сначала в «Детях Арбата» у Андрея Эшпая, теперь у Никиты Михалкова в «Утомленных солнцем-2». Какие чувства испытывали, когда брались за эту роль?
– Мне кажется, это как-то по-детски, что ли, – считать, что для работы над таким персонажем нужна какая-то дополнительная мера ответственности. Сталин это, Ленин или Хлестаков – отношение должно быть одинаковым.
– Работая над образом Сталина, вы сказали, что хотите «одомашнить» его. Показать, каким он бывает наедине с самим собой. Мы видим его простуженным, закутанным в шаль…
– Я хотел максимально очеловечить своего героя, показать в ситуациях, непривычных для нашего восприятия. В представлении многих наших современников образ Сталина законсервированный и мифологизированный. Он для нас такой бронзовый персонаж. Слишком мало мы знаем о нем как о человеке, чтобы понять его характер, страхи, чувства… Даже его фотоснимков осталось не так уж много. И в «Детях Арбата», и в «Предстоянии», и в «Цитадели» мне хотелось как можно дальше уйти от давно въевшихся в наше сознание стереотипов.
– Мне повезло: я присутствовала на съемках сцены, когда Сталин вызывает к себе Котова и, словно размышляя вслух, произносит шокирующий монолог, который многое объясняет в методах ведения Великой Отечественной войны. Было безумно интересно наблюдать за вашим тандемом с Михалковым. Сложно на площадке с таким партнером?
– Михалков – режиссер, который понимает актера, любит его и помогает во всем на площадке. С таким партнером работать одно удовольствие, поэтому ни о каких трудностях и речи быть не может. Он создает атмосферу во время съемок, которая очень помогает и актерам, и всей группе чувствовать себя профессионалами.
– В «Утомленных солнцем-2» вам делали сложнейший грим…
– Сначала художник Петр Горшенин снял с моего лица слепок, потом по нему из специального силиконового материала выливал новые фрагменты, постепенно добиваясь портретного сходства со Сталиным. И затем их слой за слоем приклеивали на мою кожу. Перед каждой съемкой меня гримировали по четыре часа!
– Как вы думаете, почему Сталин сегодня так популярен, так много о нем говорится, так много снимается фильмов?
– Не думаю, что есть какая-то одна причина. Именно в силу того, что этот человек был для общества закрыт. Тайна, загадка и есть магнит, который к нему притягивает. Люди не слишком хорошо разбираются в том, что происходило в те годы, но им нравится сила, направленная на наведение порядка. И это второй сильный магнит.
– Первая часть дилогии – «Предстояние» – вызвала неоднозначную реакцию. Общество разделилось на тех, кого картина потрясла, и тех, кто оголтело травил фильм. Откуда такая злоба у критиков?
– Думаю, что кто-то не принимает эстетики подобных эпических полотен, а кому-то может не нравиться образ Михалкова, который не только кино снимает, но и общественной работой перегружен, и в дружеских отношениях с власть имущими. Полагаю, люди, не дающие себе права или не имеющие возможности критиковать власть в тех или иных ее проявлениях, видят в нем своего рода громоотвод, на котором можно отыграться.
Первые уроки актерского мастерства дала мне бабушка
– Ваша бабушка Вера Буреева еще до Великой Отечественной войны была актрисой в Театре Мейерхольда. Это она повлияла на выбор вашей профессии?
– Да, именно от нее я получил первые уроки актерского мастерства. Она же научила меня играть на пианино. Помогала готовиться к поступлению в Щукинское училище. Бабушка у меня была очень экстравагантная, всегда прекрасно выглядела… К сожалению, в прошлом году она скончалась, прожив долгую жизнь – 96 лет… Она никогда не настаивала на том, чтобы я стал актером. Но, конечно, хотела этого. Мой дед, Константин Бузанов, служил в том же театре, что и бабушка. Он играл Репетилова, Скалозуба, Держиморду. До войны успел даже сняться в фильме «Мечта» Михаила Ромма в небольшой роли сыщика. В 1941 году он ушел на фронт – для актеров Мейерхольда брони не было – и вскоре погиб под Тверью. Бабушка прошла эвакуацию, одна с двумя маленькими детьми. После войны она делала какие-то попытки вернуться в профессию, но не получилось. Очень жаль…
– Вы коренной москвич, родились в Ветошном переулке рядом с Красной площадью…
– Да, мы жили в так называемой коридорной системе – некий облегченный вариант коммуналки. Коридор был длинный, буквой «П», по его периметру шли комнаты, у каждой семьи свои. А кухня, души и туалеты были общими, там варили, мылись, стирали. Но жили все достаточно дружно. Нас выселили оттуда, когда мне было семь лет. Тогда не церемонились, и если дом считался аварийным, жильцов просто отправляли на окраину города. Нам выделили жилье в Вешняках.
Тогда я не очень осознавал, чего мы лишились, уехав из центра. Но, став постарше, все время стремился туда на прогулки. И когда встал вопрос о моем собственном жилье, вернулся в старую Москву: у меня теперь квартира на Таганке. Все-таки здесь особая атмосфера, несмотря на все перестройки, переделки и возникшие не так давно уродливые здания. В центре я совсем по-другому себя чувствую.
– В одном из интервью с вами я прочитала, что вы не очень-то хорошо учились в школе, бывало, прогуливали уроки. Много хлопот родным доставляли?
– Ну, это надо было бы у них спросить… Я думаю, что жил в те годы, как и многие ровесники, любопытным и очень активным. В общем, меня любили и к выходкам моим относились терпимо. Атмосфера в семье была демократичная.
– Ваш отчим – известный поэт, журналист Александр Аронов. Он вошел в вашу семью, когда вам было 15 лет – переходный возраст. Общение с ним сильно изменило вас?
– Таких людей, как правило, слушаешь открыв рот. А их влияние, энергия откладываются в подсознании. Это был очень экспрессивный, ранимый, иногда резкий в высказываниях человек с блестящим чувством юмора. И очень талантливый поэт.
Тем, кого в детстве любили, живется легче
– У вас две замечательные дочки-красавицы. Младшая, Софья, унаследовала талант вашей мамы, художницы. А старшая, Василиса, окончив театральный вуз, работает вместе с вами в Театре Вахтангова. Волнуетесь, когда она выходит на сцену?
– Вместе мы с Василисой еще не играли. А когда я наблюдаю за ней из зала, конечно, переживаю. Но все мои волнения беспочвенны. У дочки очень правильный стержень внутри. Она продвигается вперед, опираясь исключительно на собственные силы. И в театральный пошла не потому, что ее мама и папа актеры, а потому, что одарена.
– Вы смогли бы сказать собственной дочери, что у нее недостает таланта? Не пожалели бы?
– Я просто попытался бы объяснить, что это – не ее. Хотя, знаете ли, авторитет родителей в таких вопросах не очень жизнеспособный. У молодых организмов много амбиций, нигилизма. Слава богу, Василиса на своем месте, у нее все получается. Нашла себя и Софья, она прекрасно рисует и хочет заниматься дизайнерской работой.
– Вы строгий папа?
– Нет, очень добрый! Кто дочек еще будет баловать, если не я? Баловство – это просто более нежное отношение. Я думаю, тем, кого в детстве любили и баловали, намного легче потом живется, особенно девочкам.
– С бывшими женами – и с мамой Василисы актрисой Дарьей Михайловой, и с мамой Софьи актрисой Ладой Марис – вы сохранили добрые отношения. Далеко не всем это удается…
– Мне кажется, залог мирного сосуществования в том, чтобы обе стороны были настроены на сохранение уважительных человеческих отношений. Это главное.
Любовь – генерирующая сила
– У многих ваших персонажей сложные истории любви, непростые отношения с женщиной. Какое место в вашей собственной жизни занимает любовь?
– Думаю, что любовь – это генерирующая сила, благодаря которой человек продолжает жить, развивается. Я не влюбчивый, для меня работа – это работа, партнер – это партнер, а личные отношения – это совсем другая, очень важная часть жизни.
– Для меня ваше имя в титрах – некий гарант того, что фильм можно смотреть. В низкопробных картинах вы не замечены. Что для вас становится решающим при выборе роли?
– Присутствует ли в сценарии то, что меня волнует и мне интересно. Насколько предлагаемая ситуация парадоксальна, загадочна, удивительна. Какова литература диалогов. По материалу можно во многом судить и о режиссере, и о том, почему он выбрал эту историю и как именно он ее хочет рассказать.
– Сценарий фильма «Страна глухих», вышедшего в 1998 году, вам сразу понравился?
– Да, сомнений не было.
– Сыграв криминального авторитета по кличке Свинья, вы стали кинозвездой…
– Это, конечно, этапная роль, хотя к тому времени я уже больше 10 лет выходил на театральные подмостки.
– Роль Свиньи своеобразная – практически без слов, ведь ваш герой глухонемой. Выучили язык жестов?
– Ну да, в том, чтобы освоить эту азбуку, нет ничего сложного. Но для того, чтобы свободно говорить с людьми этого круга, конечно, недостаточно: они в основном общаются знаками. Таких знаков – тысячи, и их нужно все знать, чтобы тебя поняли.
– Совсем недавно Театр Вахтангова поставил пьесу Жеральда Сиблейраса «Ветер шумит в тополях». В какой роли увидят вас поклонники в этом спектакле?
– В спектакле всего три персонажа – пожилые мужчины. Мои партнеры – Владимир Симонов и Владимир Вдовиченков. Герои встречаются на одной террасе, у каждого своя жизнь, собственная ностальгия по прошлому. Это абсурдистская пьеса в жанре психологического гротеска, психологическая трагикомедия.
– Можете по-хорошему позавидовать коллеге, которому роль удалась так, как не получилось бы у вас?
– Естественно, я радуюсь, когда вижу высококлассную актерскую работу, когда на сцене или киноэкране происходит что-то удивительное. После этого появляется желание самому сделать или придумать что-то новое, интересное.
– А что вас в последнее время потрясло, чья работа?
– Мне очень понравилось, как Леонид Мозговой сыграл роль Ленина, а Мария Кузнецова – роль Крупской в фильме «Телец» Александра Сокурова. Наверное, это было самое сильное впечатление за последние годы.
– А за чей еще образ из исторических личностей, наряду со Сталиным, вы взялись бы с интересом?
– Дело не в персонаже. Все зависит от драматургии. Если будет качественный сценарий и талантливый режиссер – с удовольствием сыграю и великих, и простых людей.
– А нет досады на то, что мало стоящего предлагают в кино?
– Всегда хочется больше работать.
Когда сержусь, близкие разбегаются кто куда
– Как вы считаете, какой ваш главный недостаток?
– Лень. Без комментариев, если вы их ждете.
– Слышала, в отличие от большинства актеров вы не любите алкоголь. Почему?
– У людей, пьющих хорошее вино или какой-нибудь крепкий напиток, появляется просветленное состояние, полет. А у меня таких ощущений не возникает. Я не испытываю от этого никакого удовольствия, понимаете? Исключительно по этой причине я его не люблю.
– А вот курите вы много. Не планируете отказаться, чтобы полностью вести здоровый образ жизни? Это сейчас популярно.
– Как только мне это будет мешать, думаю, брошу.
– Вас редко можно увидеть в хронике светской жизни, обычно вы не ходите на тусовки. Что предпочитаете делать в свободный час?
– Я люблю читать и стараюсь тратить свободное время на книги.
– За время интервью вы почти не улыбались. Вы в самом деле такой серьезный и уравновешенный человек – или это просто такой образ? Способны, например, в принципе выйти из себя?
– Топать ногами – никогда не топал. То есть события, которое могло бы вызвать такую реакцию, у меня не случалось. Вывести из себя меня может только что-то очень серьезное. Если сержусь, близкие разбегаются кто куда, чтобы я остыл, но такое бывает крайне редко. Терпение мне свойственно больше, чем метание тарелок и сковородок. Я стараюсь все-таки стремиться к покою. И для себя, и для окружающих это полезнее.
– Вы сами воспитали в себе это внутреннее спокойствие или это от природы?
– И природа, наверное, и самоирония.
– А если бы не сложилась актерская судьба, кем могли бы еще стать?
– Врачом, пожалуй. Мне всегда нравилось листать медицинские справочники…
– Ну что же… Теперь вы врачуете души зрителей своим творчеством и препарируете своих героев, работая над образом. Что в человеческой натуре вас больше всего расстраивает? Не знаю, способны ли вы плакать, но что может заставить вас испытать душевное волнение?
– То, что так мало внимания уделяется человеку. Причем я не о власть имущих по отношению к обычным людям говорю, а обо всех нас. Эпоха безумия и равнодушия в полном расцвете. Не существует необходимой, в самых разных проявлениях, заботы о детях, совершенно беззащитных перед цинизмом и лживостью взрослого мира.
– Вы могли бы об этом фильм снять. Нет желания в режиссуре себя попробовать?
– Я пока не чувствую достаточно оснований и опыта для этого. Но в принципе возможно все.
Мария ЛЕМЕШЕВА, ООО «Теленеделя», Москва (специально для «ЗН»), фото Владимира БязровА, PhotoXpress, Photas
Личная жизнь Максима Суханова
Первой женой Суханова стала актриса Дарья Михайлова. В 1988 году она родила их дочь Василису. Союз просуществовал недолго – Максим увлекся молоденькой студенткой театрального училища Ладой Марис, и супруги развелись. Спустя некоторое время Дарья официально вышла замуж за актера Владислава Галкина, а Максим с Ладой так и остались жить в гражданском браке.
Бывшая возлюбленная Максима Суханова Лада Марис
В 1993 году на свет появилась их дочь Софья. Повзрослев, девочка выбрала профессию дизайнера, стала профессиональным фотографом. Старшая дочь, Василиса, пошла по стопам родителей, окончила театральное училище и работает в театре Вахтангова. Она замужем и воспитывает сына Савву, который ненамного младше Бубы, сына Суханова от третьего брака.
Дочки Максима Суханова Софья и Василиса
Со своей третьей женой, журналисткой Этери Чаландзия Максим познакомился во время интервью. Она стала для актера не только любимой женщиной и матерью долгожданного сына, но и полноценным партнером в творчестве. Вместе они пишут сценарии, обсуждают книги, ходят на премьеры и выставки. Живут супруги на небольшой загородной даче, где могут отдохнуть от шумного города и насладиться природой и тишиной.
Максим Суханов и его жена Этери Чаландзия
Три жены и две дочери
Первой женой стала актриса Дарья Михайлова. Это был студенческий брак. В 1988 году у пары родилась дочь Василиса, которая не смогла спасти молодых людей от развода.
Максим Суханов и Дарья Михайлова
По слухам, в 1991 году Максим увлёкся певицей и актрисой Ладой Марис, с которой так не оформил отношения официально. В 1993 году родилась дочь Софья. Они прожили вместе около 5 лет.
Дочери Максима прекрасно общались между собой с детства. Василиса родила актёру внука Савву, стала актрисой Театра им. Вахтангова. Софья получила диплом дизайнера, профессионально занимается фотографией.
С дочерьми
В данный момент Суханов много лет счастлив в браке с журналисткой Этери Челадзией. Они познакомились, когда женщина пришла брать интервью у известного актёра. Талантливые люди нашли друг друга и в совместных проектах, например, Этери была соавтором фильма «20 сигарет». По некоторым данным, у них родился сын Буба, который ненамного старше внука Саввы. Пара редко появляется вместе на публике, предпочитая закрытую от чужих глаз жизнь за городом.
Максим Суханов и Этери Челадзия
Максим Суханов сейчас
В 2021 году в прокат вышла социальная драма «Волшебник», в которой герой Суханова, бывший рок-музыкант, дает уроки игры на гитаре юноше с ДЦП. Экранным партнером Максима стал молодой актер Семен Трескунов, с которым они вместе пришли в программу «Вечерний Ургант», рассказали о работе над картиной и поделились творческими планами.
Максим Суханов в фильме «Волшебник»
В начале 2021 года состоялась премьера спортивной ленты «Один вдох» с Викторией Исаковой в главной роли, где Суханов перевоплотился в Вадима Батьярова – «экстремального академика», высококлассного специалиста по выживанию в крайне сложных условиях. В том же году зрители увидели остросюжетный психологический триллер «Гипноз», результат совместной работы российских и финских кинематографистов. Это вторая совместная картина Суханова и Тодоровского после «Страны глухих», принесшей актёру широкую известность. Максим играет психотерапевта Волкова, который пытается излечить главного героя (Сергей Гиро) от лунатизма. Также поклонников Суханова несомненно порадует его участие в комедийной драме Рубена Дидишьяна «Маша», где ему досталась одна из ключевых ролей.
Максим Суханов сыграл одну из ключевых ролей в мрачном остросюжетном сериале от Кинопоиска «Топи», снятом по сценарию Дмитрия Глуховского.
Личная жизнь
Максим Суханов, биография которого была бы неполной, если бы не было упоминания о его женах. Их у актера было три. Первая — Дарья Михайлова, актриса. В том браке родилась дочь Василиса. Второй брак был гражданским, его женой была певица и актриса Лада Марис, у пары тоже родилась дочь — Софья. Сейчас актер женат на журналистке Этери Чаландзия. Детей у пары нет, но зато они вместе написали сценарий фильма «20 сигарет». Суханов общается со своими дочерьми и его нередко можно увидеть на разных светских мероприятиях вместе с ними.
