ул. Юбилейный проспект, Реутов
Телефон:
+7-925-457-53- Показать номер
ежедневно с 10.00 до 21.00
whatsapp telegram vk email

Как буряты в старину решали вопрос брачных отношений

Как зарождается любовь

Баир и Татьяна познакомились в 2010 году. Интересно, что свели их, людей, почитающих традиции своих предков, современные технологии. Однажды в социальной сети Татьяне пришло сообщение от симпатичного молодого человека. Парень интересовался, знакома ли Таня с другом Баира, Альбертом, носящим такую же, как и у нее, фамилию — Алхансаев. В общем, как говорится, нашел повод для знакомства. И началась переписка. Писали обо всем на свете. Сейчас оба вспоминают, что с нетерпением ждали каждого нового сообщения. Затем по техническим причинам страница Тани «ВКонтакте» была удалена. Восстановила ее Татьяна только через четыре месяца. Все это время Баир искал встречи с ней. И вот увидев, что девушка вышла на связь, он наконец-то решился пригласить ее на свидание — в кино. Оба точно помнят дату первой встречи: 28 марта 2011 года. С того дня они практически не разлучались.

Оказалось, что у молодых помимо чувств много общего: оба родом из Эхирит-Булагатского района. Таня выросла в Усть-Ордынском, а Баир все детство провел в Новониколаевске. Оба хорошо учились в школе, принимали активное участие в общественной жизни. Красавица Татьяна в 2004 году заняла первое место на празднике Сур-Харбан в п. Усть-Ордынском. А ее зажигательный танец «Цыганочка» на конкурсе «Цветок Байкала» в Иркутске так понравился всем гостям, что девушка получила второе место и приз зрительских симпатий.

— Это гармоничная пара. Нам, друзьям, на них приятно смотреть, — говорит Наталья Хантуева, свидетельница. — Они подходят друг другу. Оба образованные люди. Наша Таня получила два высших образования: филологическое и психологическое, у нее два красных диплома. Баир — учитель истории, сейчас работает в полиции и получает юридическое образование. Молодоженам есть с кого брать пример — у них замечательные семьи. Михаил Александрович и Лариса Александровна, родители Тани, в следующем году отметят жемчужную свадьбу — 30 лет совместной жизни.

Тарасун – культовая водка

Вообще, обряд жертвоприношения, когда духи получают различные напитки, у бурятов называется «сасали» (или «сасли» – зависит от диалекта). Это могут быть молочные напитки, купленное в магазине спиртное, но чаще всего – тарасун. Так в Забайкалье называют местную водку, которую готовят по старинной технологии из забродившего молока.

Самодельные самогонные аппараты есть у многих бурятов, ведь без тарасуна не обходится ни одно дружеское застолье, ни один семейный праздник. Вопреки требованиям современной медицины, прямо запрещающей употребление крепких спиртных напитков, каждый гость здесь просто обязан выпить хотя бы одну рюмку молочной водки, если он не хочет обидеть хозяев дома неуважительным отношением. Такова традиция.

Но перед тем как начать застолье, буряты брызгают несколько капель тарасуна или другого алкогольного напитка на стол или на пол. Обычно в рюмку слегка опускается безымянный палец, затем он резко поднимается вверх и в сторону. Упавшие капли считаются подношением духам. Так любое распитие спиртного в Бурятии совмещается с обрядовым действием, имеющим сакральное значение.

Причем, этот обычай сейчас соблюдают уже все жители республики, независимо от национальности. Люди часто перенимают традиции соседей, с которыми ладят в течение нескольких поколений.

Успокоим ревнителей здорового образа жизни: благодаря производству из натуральных ингредиентов по старинной технологии одна рюмка тарасуна, как правило, не наносит вреда взрослому человеку. А жители Забайкалья гордятся своей молочной водкой и считают ее полезной для здоровья. Разумеется, если не злоупотреблять и знать меру.

Большое значение тарасуна в жизни бурятов подтверждает хотя бы тот факт, что по народной традиции сразу после свадьбы невестку ожидало важное испытание: она должна была продемонстрировать родственникам жениха, что умеет готовить молочную водку. Успешно сдавшую этот импровизированный «экзамен» девушку признавали хорошей хозяйкой.

У татар

Соблюдение древних традиций и обрядов, существовавших у предков, – обязательное условие проведения свадьбы у татар. Один из таких обязательных обрядов – сватовство невесты.

фото 9

Проходит оно за 2–3 недели до свадьбы. По татарским законам, прежде чем явиться к родителям невесты с предложением о свадьбе, родители молодого человека наводят справки не только о самой девушке, но и обо всех ее родных и близких.

Убедившись в порядочности и целомудренности избранницы, выясняют, нет ли между семьями кровного родства. Это проявление заботы о здоровье будущих детей. Родители юноши должны получить благословение и разрешение мулы.

Только после этого старший, самый уважаемый представитель рода, может отправиться в дом невесты, где пройдет сватовство, состоящее из нескольких этапов:

фото 10

  1. Смотрины, во время которых невесту показывают сватам, рассказывая о ее трудолюбии, здоровье, умении вести хозяйство.
  2. Рассказ о женихе. Представитель семьи молодого человека говорит о том, насколько силен и умен юноша, каково его благосостояние и способность содержать семью.
  3. Переговоры между родителями молодых.

Последний этап возможен при условии, что два первых прошли успешно. Теперь к сватам присоединяются мать и отец юноши. Во время разговора назначается размер калыма и срок его выплаты. Родственники со стороны невесты дарят представителям жениха сладости, ткани, сладкое вино, а вот приданое, которое будет дано молодой, не обсуждается. Эти этапы сватовства и сегодня существуют и строго соблюдаются.

Татарская свадьба – торжество, наполненное глубоким смыслом. Развод – позор для всей семьи, поэтому к выбору невесты и жениха татары подходят очень серьезно.

Обращение к духам

Чтобы так же, как родители, жить вместе долго и счастливо, были проведены для молодоженов все традиционные обряды. Свадебному дню в общепринятом понимании по бурятским традициям предшествует наадан — невестин день. Это своеобразный девичник, когда гуляет сторона невесты. Затем праздник перемещается на сторону жениха. Что касается самого свадебного дня, то и тут есть множество интересных нюансов: когда жених приезжает за невестой в ее родительский дом, будущая теща надевает ему урьгэнэй зала (подарок жениху), который шьется из атласной ленты. Украшение состоит из трех полосок, на которые щедро нашиваются монеты. Костюм жениха дополняет нагрудное украшение, в центр которого пришивают бумажную купюру. Эти своеобразные дары — символ богатства и благополучия.

Такой обычай существует только у прибайкальских бурят. После выкупа, ставшего в наши дни обязательным, молодых выводят во двор дома невесты и проводят родовой обряд. К духам предков обращается специально приглашенный шаман.

— Нужно обязательно попросить духов о материальном благополучии, чтобы в новой семье было счастье, чтобы — и это главное для бурят — было много детей, — говорит Виктор Имеев, шаман из деревни Харануты.

Ссылка на основную публикацию
Похожее