ул. Юбилейный проспект, Реутов
Телефон:
+7-925-457-53- Показать номер
ежедневно с 10.00 до 21.00
whatsapp telegram vk email

Еврейская свадьба: советы по её устройству и традициям

Иудеи — древний народ, свято чтящий свои традиции и ревностно следующий постулатам своей веры. Еврейская свадьба во многом остается олицетворением тех заповедей, что оставил Моисей в XIII веке до нашей эры, а по некоторым данным истоки еврейских обрядов и традиций уходят еще дальше, вглубь веков. Хотя многие обряды видоизменялись с течением времени — совершенствовались, отбрасывались отжившие свое детали и добавлялось что-то новое, традиционные торжества сохранили неповторимый национальный колорит.

День свадьбы

Рассвет в день свадьбы знаменует собой начало самого счастливого и святого дня в жизни еврея. Этот день считается личным Йом Кипуром для жениха — на иврите его называют хатан, и невесты – на иврите она кала, в преддверии свадьбы им прощаются все их прошлые ошибки и грехи. А объясняется это тем, что жених и невеста перестают быть двумя отдельными людьми, какими были до этих пор, и сливаются в новую, совершенную и пока еще безгрешную душу.

Как и в Йом Кипур, жених с невестой постятся (если канун свадьбы не выпадает на одну из особых дат еврейского календаря, то этот пост длится с рассвета и до завершения свадебной церемонии). Кроме того, жених облачается в киттель, традиционную белую одежду, которую мужчины носят в Йом Кипур.

Однако справедливости ради важно отметить, что среди сефардов не принято ни поститься, ни надевать киттель.

Свадебные еврейские традиции

Первой свадебной церемонией после обручения у евреев считается тенаим. Во время церемонии разбивается тарелка, как символ скорби еврейского народа о разрушенных храмах Иерусалима. Даже в дни радости и праздника они помнят о трагических событиях.

День свадьбы также назначается не случайно. Ее не празднуют в день шаббата, который длится от пятничного заката до субботнего вечера. Не проводят свадебные ритуалы и во время еврейских праздников, таких как, еврейский Новый год. В эти дни ни один правоверный иудей не работает. Некоторые евреи начинали свадебный обряд сразу после завершения шаббата, в субботний вечер.

У разных иудейских народностей существовали свои правила назначения дня обряда Хупа. Мишна предлагала проведение свадьбы в среду, чтоб супруг, обнаружив свою жену нечистой, мог в четверг на суде сразу заявить об этом. В Польше, Богемии и Австрии евреи для экономии совмещали обряд женитьбы с субботней трапезой. Сейчас многие проводят свадьбу в будние дни среди недели, в отличие от русских свадеб. Но самым популярным днем свадеб так и осталось воскресенье.

Принято, чтоб незадолго до свадьбы жених покупал для невесты перстень. Он должен быть скромным, без лишних украшений, гравировок и камней, чтоб поверхность кольца была гладкой и ничем не разграниченной.

Кабалат паним

Обычно в течение недели, предшествующей свадьбе, хатан и кала не видят друг друга и встречаются только непосредственно во время бракосочетания. Это усиливает их ожидания и волнение от предстоящего мероприятия. Поэтому перед началом свадебной церемонии жених и невеста приветствуют гостей по отдельности. Такой торжественный ритуал называется Кабалат паним.

Еврейская традиция сравнивает пару, которая собирается заключить брак, с королем и королевой. Невеста сидит на специально украшенном кресле, словно на троне принимая своих гостей. А жених в своей части праздничного зала окружен гостями, которые поют и произносят в его честь тосты.

Существует ашкеназская традиция, согласно которой в это время две матери, невесты и жениха, встают вместе и разбивают тарелку. Причина этого обычая заключается в том, чтобы показать всю серьезность обязательств, которые берут на себя молодожены: точно так же, как разбитую тарелку невозможно полностью склеить, так и разрушенные отношения никогда не могут быть до конца восстановлены.

Бадекен

Затем наступает момент бадекен, когда жених покрывает фатой лицо невесты. Это действие символизирует скромность и преподает урок, ведь каким бы привлекательным ни был внешний вид, первостепенное значение имеют душа и характер. К тому же это напоминает поступок нашей праматери Ривки, которая прикрыла свое лицо перед встречей с Ицхаком, ожидавшим ее в поле.1

Согласно обычаям ашкеназов, жених в сопровождении семьи и друзей идет туда, где в ожидании него сидит невеста, и накрывает фатой ее лицо. Это также свидетельствует о том, что будущий муж готов одевать свою жену и оберегать.

Встречаем гостей

Встреча гостей проводится в двух разных помещениях. Невеста встречает своих, а жених своих. Они угощают их легкими закусками и напитками, при том, что сами держат пост. Гости подходят, поздравляют, дарят подарки, общаются, желают долгой и счастливой семейной жизни.

Когда все поздравления приняты, подходит время самой брачной церемонии. Жених под руки с отцом и свекром, направляется к невесте. За ними идут все остальные гости.

Невеста в окружении мамы и свекрови сидит на, так называемом, троне. Будущий муж закрывает лицо девушки фатой, тем самым показывая ей, что готов обеспечивать и защищать ее, отныне она под его покровительством.

Хупа

Свадебная церемония проходит под хупой — специальным балдахином, символизирующим дом, который новая пара построит вместе. Он открыт со всех сторон — подобно шатру великих праведников Авраама и Сары, которые, выражая свое уникальное гостеприимство, держали все его входы открытыми, чтобы иметь возможность приветствовать и принимать путников, приходящих со всех сторон света.

У ашкеназов принято, чтобы церемония хупы проходила на улице под открытым небом — в знак благословения, данного Всевышним праотцу Аврааму, что его потомки будут многочисленны «как звезды небесные».2

Сефарды обычно проводят хупу в помещении.

Согласно некоторым традициям, стоя под хупой, жених и невеста не должны иметь на себе каких-либо украшений. Их новые взаимные обязательства основаны на том, кем они являются как люди, а не на том, каким материальным имуществом они владеют.

Невеста следует к месту проведения церемонии вслед за женихом. Обоих обычно сопровождают их родители.

Во время ашкеназской хупы кала обходит вокруг хатана семь раз. Подобно тому, как мир был построен за семь дней, невеста как бы строит стены нового мира, который образует их пара.

Кроме того, число семь символизирует целостность и завершенность, которых люди не могут достичь по отдельности, но только образовав семью.

Затем кала встает справа от хатана.

Сефардская традиция состоит в том, что в начале праздничного вечера жених произносит благословение Шеехеяну на свой новый талит, подразумевая, что это благословение также распространяется и на весь брак. После этого четверо его друзей растягивают этот талит над головой жениха и невесты, образуя из него хупу.

Обручение (Кидушин)

В течение свадебной церемонии используются два бокала вина. Один из них сопровождает благословения, которые раввин читает во время обручения. После того, как они произнесены, молодожены по очереди отпивают вино из этого бокала.

Вино — символ радости в еврейской традиции, и, в первую очередь, он ассоциируется с Кидушем — молитвой освящения особого дня, которую произносят в Шабаты и праздники.

Ритуал обручения называется Кидушин, в сущности, это посвящение мужчины и женщины друг другу.

Когда молодожены вернулись, начались танцы

Как только Софья с Давидом вернулись к гостям, начались танцы, причем в центре внимания танцующих были именно новоиспеченные муж с женой. Тут-то я увидела, что такое знаменитый свадебный танец евреев на стульях. Молодые парни и взрослые мужчины мигом усадили Давида на стул и подняли его под громкие возгласы, та же самая участь ожидала Софью, но на стуле ее таскали девушки и женщины — поразительное зрелище, я вам скажу.

Мать-одиночка взяла ипотеку, а платить за нее будет и бывший: новый закон

No alcohol: вместо алкогольной сангрии «Моктейль» (рецепт)

Классическая музыка успокоила рыб, находящихся в стрессе: новые исследования

Больше всего меня удивило то, что в еврейской свадьбе нет такого понятия, как первый танец молодых, так как во время гуляний женщинам запрещено переходить в мужскую часть зала и наоборот. Однако подсматривать друг за другом никто не запрещает.

Кольцо

В иудаизме брак становится официально признанным в тот момент, когда хатан передает своей кале какой-либо ценный предмет. Традиционно это совершается при помощи кольца.

Кольцо должно быть сделано из чистого золота, без изъянов, но и без дополнительных украшений (например, драгоценных камней) – это подобно тому, как, заключая брак, пара надеется, что их отношения будут простыми и чистыми.

Жених берет в руку обручальное кольцо и на глазах у двух свидетелей объявляет невесте: «Вот — ты посвящаешься мне в жены этим кольцом по закону Моше и Израиля». Затем он надевает его на указательный палец правой руки невесты. Согласно Галахе (еврейскому Закону), это центральный момент свадебной церемонии. Именно на этом этапе пара соединяется в единое целое и считается женатой.

Если кала тоже хочет подарить хатану кольцо, это делается только потом, а не под хупой — дабы избежать путаницы в отношении того, как заключается настоящий брак по предписанию Торы. Однако, надо заметить, что в большинстве общин не принято, чтобы мужчины носили обручальные кольца.

Ссылки [ править ]

  1. Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Singer, Isidore ; и др., ред. (1901–1906). «брачные церемонии» . Еврейская энциклопедия
    . Нью-Йорк: Funk & Wagnalls.
  2. ^ abcd
    Сделано на небесах, Путеводитель по еврейской свадьбе раввина Арье Каплана, Moznaim Publishing Company, Нью-Йорк / Иерусалим, 1983, Глава 18
  3. Талмуд Бавли , Кетубот, страница 2
  4. «Еврейские свадебные традиции» . Архивировано из оригинала на 2010-07-27 . Проверено 28 июля 2010 .
  5. «Является ли контракт Кетуба законным или просто церемонией?» . Ketubah 4 You
    .
  6. «Еврейская свадебная церемония раввина Мордехая Бехера» .
  7. Made in Heaven, Путеводитель по еврейской свадьбе раввина Арье Каплана, Moznaim Publishing Company, Нью-Йорк / Иерусалим, 1983, Глава 21
  8. «Хупа» . Jewish-wedding-planner.com . Проверено 9 ноября 2012 .
  9. «Просмотр списков хупы и поиск списков Симхас» . Jewpro.co.uk . Проверено 9 ноября 2012 .
  10. Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Singer, Isidore ; и др., ред. (1901–1906). «Вуаль» . Еврейская энциклопедия
    . Нью-Йорк: Funk & Wagnalls.и руководство по церемонии бракосочетания
  11. Made in Heaven, Путеводитель по еврейской свадьбе раввина Арье Каплана, Moznaim Publishing Company, Нью-Йорк / Иерусалим, 1983, Глава 17.
  12. «Бадекен — Покров» . Chabad.org
    . Медиацентр Хабад-Любавич . Проверено 20 января 2021 .
  13. «Бадекен — Покров, путеводитель по еврейской свадьбе» .
  14. ^ ab
    «OzTorah» Архив блога »Путеводитель по еврейской свадебной церемонии» .
  15. Корица, Карен. «Каков правильный порядок следования еврейской свадебной церемонии?» . Разбивая стекло
    . Разбивая стекло . Проверено 15 января 2021 года .
  16. Зильберберг, Нафтали. «Сопровождение Чупа» . Chabad.org
    . Медиацентр Хабад-Любавич . Проверено 15 января 2021 года .
  17. Неизвестно. «Шествие» . Chabad.org
    . Медиацентр Хабад-Любавич . Проверено 15 января 2021 года .
  18. Made in Heaven, Путеводитель по еврейской свадьбе раввина Арье Каплана, Moznaim Publishing Company, Нью-Йорк / Иерусалим, 1983, Глава 19
  19. Герман, Джейн Э. «12 ритуалов, которые вы можете увидеть на еврейской свадьбе» . ReformJudaism.org
    . Союз реформистского иудаизма . Проверено 26 августа 2021 .
  20. Талер, Валери С. «Обновление традиционной еврейской свадьбы» . Мое еврейское образование
    . 70 / Лица . Проверено 26 августа 2021 .
  21. Малкольм, Шейла. «Объяснение еврейских свадебных ритуалов» . Боулдер JCC
    . Проверено 26 августа 2021 .
  22. Ketuboth 7b
  23. ^ ab
    Made in Heaven, Путеводитель по еврейской свадьбе раввина Арье Каплана, Moznaim Publishing Company, Нью-Йорк / Иерусалим, 1983, главы 20 и 21
  24. MJL. «Все о еврейских обручальных кольцах» . Мое еврейское образование
    . 70 Faces Media . Проверено 15 января 2021 года .
  25. Ламм, Морис. «Брачное кольцо в иудаизме» . Chabad.org
    . Медиацентр Хабад-Любавич . Проверено 15 января 2021 года .
  26. Зильберберг, Нафтали. «Галахические требования к обручальному кольцу» . Chabad.org
    . Медиацентр Хабад-Любавич . Проверено 15 января 2021 года .
  27. ^ ab
    Еврейский путь в любви и браке, раввин Морис Ламм, Harper & Row, 1980, Глава 15.
  28. «Еврейское обручальное кольцо» . Judaism.about.com. 2009-12-17 . Проверено 9 ноября 2012 .
  29. Dovii, Мане (17 января 2010). «מון» . מון אירועים, (מון סטון)
  30. Марлена Томпсон. «Еврейский жизненный цикл / ритуалы: брак» . Jewishfederations.org . Проверено 11 октября 2015 .
  31. «Шалом! Раввин Дина-Хасида Милосердие в браке» . Rabbi-mercy.com. 2009-02-18. Архивировано из оригинала на 2012-03-10 . Проверено 9 ноября 2012 .
  32. «Июнь 2010, Переосмысление еврейских свадеб» . Shmadigital.com. 2010-06-03. Архивировано из оригинала на 2012-03-10 . Проверено 9 ноября 2012 .
  33. Капеллан (CPT) Шломо Шульман (2001-06-30). «Путеводитель по еврейской свадьбе: еврейская свадебная программа, еврейские свадебные традиции, Хупа, Кетуба» . Aish.com . Проверено 9 ноября 2012 .
  34. «Еврейский свадебный гид» . SomethingJewish.co.uk. 2012-09-30 . Проверено 8 июля 2014 .
  35. «Еврейская свадьба» . Beingjewish.com . Проверено 9 ноября 2012 .
  36. «Разбиться… & мазел тов» . Cleveland Jewish News. 2011-10-05 . Проверено 8 июля 2014 .
  37. ^ ab
    Made in Heaven, Путеводитель по еврейской свадьбе раввина Арье Каплана, Moznaim Publishing Company, Нью-Йорк / Иерусалим, 1983, главы 20 и 22
  38. Брахот 30б-31а
  39. «Высокопоставленный израильский раввин Шлема«Преломление стекло»на свадьбах» . Израиль National News. 2010-02-13 . Проверено 2012-11-09 .
  40. «Ичуд — романтический оазис — Свадьбы» .
  41. «Брак» . Jewishvirtuallibrary.org. 1996-11-08 . Проверено 9 ноября 2012 .
  42. Йосеф Кфи , Halikhot Teiman
    (Еврейская жизнь в Сане), Бен-Цви институт — Иерусалим 1982, с 143 и 148 (иврите). Иегуда Леви Нахум,
    Mitzefunot Yehudei Teman ‘, Тель-Авив, 1962, стр. 149 (иврит)
  43. Исаак бен Абба Мари , Сефер HaIttur
    — Часть 1,
    Шаар шени
    ,
    Хилхот биркат hatanim
    (львовская, Украина 1860). Текст: «
    Хупа
    — это когда отец передает ее мужу и приводит в дом, в котором есть какое-то новшество, например, простыни … окружающие стены». (וחופה היא שמוסר האב ומכניסה לבעלה לבית שיש בה חידוש כגון אלו הסדינין קור»טתט סביבות הכותלים וי ושין סוכה בותים וי וי וי י וי וי וי וי וי וי וי וי וי וי וי וי וי וי וי וי וי וי וי וי וי וי וי וי וי וי וי וי י י י
  44. Иерусалимский Талмуд, Сота
    9:15 (46а), текст: ‘Эти свадебные камеры (
    chuppoth hathanim
    ), они висят в них узорной листы и золотыми вышитыми лентами’ (אילו הן חופות חתנים סדינים מצויירין וסהרוני זהב)
  45. ^ ab
    «Еврейские свадебные ритуалы» .
  46. «Биркат ха-Мазон — иудаическая энциклопедия» .
  47. Лавин, Талия (27 ноября 2013 г.) «Для многих агунот галахические пренупы не разорвут их цепи» , Еврейское телеграфное агентство
    . Проверено 26 декабря 2021 г.
  48. Хоффман, Лоуренс А. «Еврейская свадебная церемония». Жизненные циклы в еврейском и христианском поклонении, University of Notre Dame Press, 1996, стр. 129–153.

Ктуба (брачный договор)

Теперь дело подходит к чтению брачного контракта – ктубы, в оригинале он написан на арамейском языке. Ктуба перечисляет различные обязанности жениха: обеспечивать свою жену едой, кровом, одеждой, супружеской близостью и быть внимательным к ее эмоциональным потребностям.

Защита прав еврейской жены настолько важна, что брак не может быть заключен до тех пор, пока ктуба не будет подписана.

Документ подписывают два свидетеля. Она имеет статус юридически обязывающего соглашения. Ктуба — собственность калы, она должна иметь доступ к ней на протяжении всего брака.

Нередко этот договор оформляется как настоящее произведение искусства — его пишут каллиграфическим почерком, украшают орнаментом. Некоторые вешают его дома на стену в специальной красивой раме.

Чтение ктубы служит неким перерывом между первой частью церемонии – Кидушин, обручение, и второй – Нисуин, бракосочетание.

Семь благословений

Теперь над вторым бокалом вина читают семь благословений — на иврите это называется Шева Брахот. В этих благословениях проводится параллель между женихом и невестой и нашей верой в Бога как Создателя мира, который дарует радость и любовь и искупает Свой народ.

Эти благословения произносят раввины или другие люди, которым семьи молодоженов хотят оказать почтение.

По завершении семи благословений хатан и кала снова выпивают из бокала немного вина.

Разбивание бокала

Теперь бокал для вина или стакан — по традиции на свадьбе этот сосуд должен быть стеклянным, кладут на пол, и жених разбивает его ногой. Так выражается печаль из-за разрушенного святого Иерусалимского Храма, а кроме того, это отождествляет только что образовавшуюся пару с духовной и национальной судьбой еврейского народа.

Даже в момент величайшего ликования еврей обязан помнить наставление псалмопевца «вознести Иерусалим во главу веселья своего».3

В шутку некоторые говорят, что это последний раз, когда жених может «топнуть ногой».

У ашкеназов, живущих в Израиле, принято разбивать бокал раньше, еще до чтения ктубы. А вот сефарды всегда делают это именно в конце церемонии, даже те, что живут в Израиле.

Этот ритуал знаменует собой завершение свадебного обряда. Под возгласы «Мазаль тов!» и многочисленные поздравления гостей хатан и кала покидают место хупы.

Йихуд

Оттуда пара отправляется в хедер йихуд — комнату уединения, где остаются на некоторое время только друг с другом. Этот момент, когда, согласно Галахе, молодожены впервые могут остаться без свидетелей, укрепляет их новый статус как мужа и жены.

Поскольку пара с раннего утра соблюдала пост, обычно в хедер йихуд заранее приносят немного еды, чтобы жених и невеста могли хотя бы немного отдохнуть и подкрепиться.

Интересно, что в сефардской традиции нет такого обычая. Хатан и кала после церемонии хупы сразу проходят в праздничный зал, где будет проходить торжественный банкет.

Женское начало

Ни одна религия мира не относится с таким уважением к женщине, как иудаизм. Национальность у евреев передается по материнской линии. Женщина — принимающее и развивающее начало жизни, и потому любой еврей воспринимает женщину как главную ценность мира. Сегодня еврейская женщина наравне с мужчиной получает образование и работает, причем она может занимать любые должности — хотя в ортодоксальной семье муж мог и запретить жене работать. Но все же главной «профессией» для еврейской женщины остается семья. Некоторые иудеи предпочитают, чтобы их жены, как и прежде, были домохозяйками, занимались воспитанием детей и выращиванием цветов. Недаром иудаизм учит, что существуют две функции, которые выполняет человек: внешняя, за которую отвечает мужчина, и внутренняя, ответственность за которую несет женщина.

Ссылка на основную публикацию
Похожее